Дни и минуты подвига

Дни и минуты  подвига

В Нижегородском районе Нижнего Новгорода земляки готовятся к поздравлению своих героев — одиннадцати участников переломной битвы Великой Отечественной войны. Ровно столько ветеранов Сталинградского сражения проживает сейчас в историческом центре города.

В самом пекле

Через семьдесят лет после окончания великого сражения на Волге каждый из ветеранов вспоминает дни, проведенные на передовой. Для них эта битва стала незабываемой вехой жизни, каким бы ни был срок участия. Например, пехотинец Николай Иванович Закутин, которому скоро исполнится девяносто, оборонял город, а потом участвовал в наступательном этапе операции все 200 дней и ночей и служил Отечеству до послевоенного 1946-го.

Шестнадцатилетней девочкой-матросом буксира «Николай Островский» несколько недель помогала взрослым вывозить из горящего города детей, архивы, раненых Валентина Алексеевна Князева. Без сна и отдыха с 1942-го по 1943-й спасала бойцов Галина Владимировна Козлова, в те годы военврач, хирург. Дошла от Сталинграда до Берлина. В самом пекле битвы два с половиной месяца держал оборону доброволец Александр Константинович Тимофеев и только с тяжелым ранением был отправлен в госпиталь.

Алексей Загибенин, Михаил Крымский, Геннадий Кулаков, Федор Куликов, Даня Мисюль, Зинаида Пазина, Антонина Потехина — все они 2 февраля по сей день считают наиважнейшим в судьбе и своей, и страны.

Чтобы помнили

О чем мечтают сегодня ветераны Сталинграда?

— Должен успеть дописать роман о жизни и о войне, — говорит Александр Константинович Тимофеев. Профессиональный литератор, бывший педагог хочет, чтобы правду о каждом дне их жизни знали далекие потомки. В стихах и прозе он рассказывает о боевых товарищах, сложивших головы в боях, о сталинградских колодцах, вода из которых добывалась ценой жизни и становилась красной от крови солдат. Его внучка-семиклассница Марина Новинская живет вместе с дедушкой и проявляет семейные бойцовские качества: к пятнадцати годам имеет десятки наград, в том числе международного образца, по спортивным танцам. Ее медали совсем мирные, но они достойно смотрятся возле дедовых ордена Отечественной войны, медалей Жукова и «За оборону Сталинграда».

Ветераны, теперь уже весьма пожилые, продолжают создавать исторические музеи и экспозиции. Недавно новый музей Сталинградской битвы они помогли открыть ребятам в 113-й школе Нижнего Новгорода.

— Не о себе, а о любви к Родине торопимся мы рассказать, — поясняет нам Александр Константинович.

Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Справка «НН»

Вклад горьковчан

6 марта 1942 г. в городе Горьком была создана областная комиссия для оказания помощи Сталинграду. Наша область стала одним из центров подготовки военных кадров. Здесь формировались основные части и подразделения, где воевали истребители танков, вооруженные новейшими пушками ЗИС-3. В сражении участвовали сформированные в Горьковской области 42-я гвардейская стрелковая бригада под командованием полковника М. С. Батракова, уроженца Сергачского района; 15-я гвардейская стрелковая дивизия; 91-я гвардейская танковая бригада под командованием И. И. Якубовского. 46 Героев Советского Союза — наших земляков — сражались в Сталинграде.

Огромный вклад в победу под Сталинградом внесли предприятия области. Завод «Красное Сормово» увеличил выпуск танков Т-34, чтобы восполнить их недопоставку Сталинградским тракторным заводом, у которого велись тяжелые бои. Навашинский судостроительный завод в 1941 — 1943 гг. построил 29 траловых барж для подрыва мин в фарватере Волги в районе Сталинграда, готовил корпуса боеприпасов, стабилизаторы для снарядов, бронированные башни для кораблей и др. Городецкая судоверфь строила баржи, переправочные понтоны, изготовляла армейские аэросани и волокуши для эвакуации раненых, корпуса мин. Горьковский автомобильный завод выпускал танки, бронеавтомобили, САУ, минометы, боеприпасы, автомобили различных марок.
Авиационный завод имени С. Орджоникидзе в 1942 г. освоил производство истребителей новой конструкции Ла-5, Ла-7, Ла-9. Горьковский институт инженеров водного транспорта, по сути дела, стал научным штабом Сталинградского фронта. Кроме того, более 30 пассажирских пароходов были переоборудованы в плавучие госпитали. Зимой 1942 — 1943 гг. здесь были созданы транспортно-десантные аэросани НКЛ-16-42 с авиационным двигателем.

Ян ШВАРЦ.

Следите за нашими новостями в удобном формате