Деревянные как живые

Деревянные как живые

«Возвращение Буратино». Россия, 2013. Режиссер Екатерина Михайлова. Роли озвучивали: Оскар Кучера, Олег Табаков, Нона Гришаева, Полина Кутепова, Лида Аветисян, Ольга Прокофьева, Леонид Якубович, Борис Смолкин, Мадлен Джабраилова, Елена Симонова, Гоша Куценко, Ольга Волкова.

Кому сто пятидесятый железный человек, а кому и человек деревянный, возвращающийся на экраны впервые. Но не думайте, что авторы просто заново нарисовали сказку Алексея Толстого, известную, в частности, по мультфильму Ивана Иванова-Вано 1959 года выпуска. Сиквелом именно этой экранизации назвали новую анимацию ее создатели, хотя история у них получилась совсем другой.

В мрачных подземельях тянут жалостливые песни промокший до ниточки Зайка, безлапый инвалид Мишка, одноглазая кукла Света и еще целый хор старых игрушек с израненными телами и душами. Они должны стать сырьем для героев новой формации. Господин Баскар, владелец фабрики, собирается штамповать игрушки только двух типов: клацающих зубами роботов для мальчиков и гламурных длинноногих кукол для девочек. На старорежимные же игрушки идет охота, да и сами детишки их нередко предают. Однако в их полку найдется независимая, смелая и добрая девочка, а в стане самих игрушек — боевой мальчик в колпаке-бейсболке и с длинным носом.

Образы для живописания общества победившего цинизма-прагматизма найдены авторами фильма очень точные. Более того, все эти списанные в утиль, униженные и обреченные литературно-мультипликационные товарищи вызывают чувства более острые, чем какие-нибудь «Старые клячи». Удивляет только, что никто не воплотил валявшуюся под ногами идею раньше — хотя бы в те же годы, что Рязанов снимал упомянутый фильм.

Конечно, не обходится без ощущения вторичности, если вспомнить заморскую «Историю игрушек». Однако «Возвращение Буратино» балансирует на грани массового и авторского кино, покачиваясь, подобно бычку Агнии Барто, и опасно кренясь в сторону последнего. По стилистике и настроению это такой декаданс, что не верится в две вещи. Во-первых, что эти убогие сироты умудрились победить современного Карабаса. Во-вторых, что их поймут современные дети, привыкшие к конвейерной продукции.

Следите за нашими новостями в удобном формате