Увековечат на столпах

Увековечат на столпах

Уникальные фрески появятся в Вознесенском Печерском мужском монастыре. То есть они уже рождаются из-под кистей мастеров в Вознесенском соборе обители.

Впервые в крае

На столпах храма бригада живописцев из Владимира под руководством художника-реставратора высшей категории Владимира Некрасова выводит специальными красками подвиг людей Смутного времени 1605 — 1612 годов.

— Ничего подобного не то что в Нижегородской области, во всей России больше нет! — рассказал «НН» наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затекин). — На двух столпах собора уже видны изображения «Явление святого преподобного Сергия Радонежского Козьме Минину с повелением возбудить люд нижегородский на ратный подвиг» и «Явление святого преподобного Макария Желтоводского князю Дмитрию Пожарскому с повелением стоять до смерти за веру православную».

По легенде, преподобный Сергий Радонежский явился нижегородскому старосте Козьме Минину и велел прочитать нижегородцам грамоту из Троице-Сергиева монастыря от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, которые призывали русских людей спасти гибнущее Отечество.

Князю же Дмитрию Пожарскому, которого во время его лечения в селе Юрьино от ран, полученных в битве с поляками, нижегородское посольство попросило возглавить ополчение, после освобождения Москвы было явление чудотворца Макария Желтоводского. И в знак его помощи князь устроил на том месте подворье монастыря Троицкого Желтоводского, а в своей вотчине в Пурехе — сам монастырь.

— Владимирские живописцы используют технику палехского письма. Такой ни в одном нижегородском храме нет, — продолжил архимандрит Тихон. — В нашей стране она встречается, но в основном на суздальской земле, во Владимирской и Ивановской губерниях.

Напомним, после Октябрьской революции в большинстве наших храмов фрески были практически утрачены. Не так давно ими расписали впечатляющие по масштабам площади кафедрального собора в честь святого благоверного князя Александра Невского, что на Стрелке в Нижнем Новгороде. Однако то письмо византийское.

Между тем Палех центром иконописи в традициях русской живописи XV–XVII веков стал еще в XVIII веке. В тот период искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, который впоследствии и назвали «палехскими письмами».

Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Письмо это усложнено большим разнообразием элементов композиции, также непроста и техника. Для палехского стиля характерны иконы с «просветленными» ликами, наполненные внутренним светом, мягкие плавные линии и сдержанная гармоничная красочная гамма.

Успеть к Вознесению

В основе этой иконописи и фресковой живописи лежат традиции древнесуздальской школы. Вместе с тем палехские мастера из поколения в поколение передавали византийское и греческое письмо, «фряжский» стиль XVI — XVII веков, «петровские» и «бароновские» письма, стилевые особенности местных новгородской, ярославской, московской. Но в начале ХХ века иконописный промысел в Палехе практически прекратился.

По словам отца Тихона, в Вознесенском соборе работу живописцы начали в мае. И к престольному празднику Печерского монастыря — Вознесению Господню (13 июня) закончить им нужно успеть роспись трех фресок: упомянутые с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, а также изображение «Святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея России, ведомый поляками в темницу Чудова монастыря».

Работа осложняется тем, что живописцев всего пятеро, но столпы, которые тянутся к куполу собора метров на 15 (!), расписать требуется с четырех сторон.

После праздника владимирские мастера приступят к росписи храма (в том же палехском стиле) православными и историческими сюжетами.

Анастасия ИЗМАЙЛОВА.
Фото из архива Вознесенского Печерского мужского монастыря.

Следите за нашими новостями в удобном формате