Ни одни сколько-нибудь значимые выборы в нашей стране не обходились без корректировки избирательного законодательства. Однако правила, по которым мы будем 2 декабря 2007 года выбирать новый состав Государственной думы РФ, настолько непривычны, что ряд политологов по степени революционности равняет эти выборы с первыми демократическими выборами Совета народных депутатов Российской Федерации.
По новым правилам
Впервые нижняя палата парламента страны будет избираться исключительно по партийным спискам.
Но это лишь основной, главный стержень нововведений. Вокруг него масса других новаций, где-то являющихся производными "насильственной партизации российского общества", как метко выразился депутат Государственной думы РФ Алексей Лихачев, а где-то связанных с другими самостоятельными темами политических процессов. Вкупе новые правила настолько сложны и неоднозначны, что их пока плохо понимают не только рядовые избиратели и общественность, но и многие представители политической элиты и экспертного сообщества.
Вот почему тема заседания "круглого стола" "Новое законодательство о выборах - новые правила игры", организованного Нижегородским отделением клуба политического действия "4 ноября", с участием секретаря Центральной избирательной комиссии РФ Ольги Застрожной (одного из непосредственных разработчиков нового законодательства), вызвала большой интерес не только у специалистов, отвечающих за его реализацию, - членов избиркомов, но и у политологов, политиков, журналистов, депутатов разных уровней и даже студентов, не чуждых внимания к происходящим в стране процессам.
С необходимостью полной "партизации" Госдумы российская общественность вроде бы согласилась.
Нас убедили, что с отдельного одномандатника за продукт творчества Думы в целом, как говорится, взятки гладки. И при этом сослались на то, что по партийным, то есть идеологическим, пристрастиям электората формируются парламенты большинства стран с развитой демократией.
Однако, пока мы не увидим, как это все у нас работает на самом деле, сомнения, видимо, будут оставаться.
Безликий электорат
Принимавший участие в "круглом столе" на правах члена совета клуба политического действия и депутата Госдумы Алексей Лихачев поставил вопрос об отчуждении электората от выборов. Как кандидат- одномандатник он "окучивал" свой округ, стремился к узнаваемости среди населения. Партийный же список для подавляющего большинства избирателей будет безлик. А для включенных в него кандидатов избиратель представляется не реальным лицом со своими нуждами и проблемами, а неким собирательным образом. Система "паровоза", когда для пущей весомости в первый ряд списков в качестве "локомотивов" включают людей популярных, завоевавших авторитет, но на деле вовсе не собирающихся менять свои должности на депутатский мандат, только "дурит" нашего брата избирателя.
Кстати, ЦИК в лице его председателя Александра Вешнякова не единожды выступал против этой практики. Однако дума с упорством, достойным лучшего применения, отказывается вводить норму, запрещающую включать в партийный список людей, заведомо не собирающихся стать депутатами.
"Административный ресурс пронизывает наше избирательное законодательство очень плотно, - признается Ольга Застрожная, - и избиратель это понимает". То, что процесс выборов дистанцируется от избирателя, ярко демонстрирует отмена порога явки, считает секретарь ЦИК. Однако сделано это, по ее мнению, не из-за боязни срыва выборов в Госдуму (активность электората на них традиционно высока), а для региональных выборов.
Только оправдывает ли это перевод процесса передачи власти в руки элиты?
"В междусобойчик", по выражению Ольги Застрожной, превращает процедуру вскрытия урн и подсчета голосов другая новая норма, по которой наблюдать за действиями членов на избирательном участке могут лишь представители партий, участвующих в выборах. Другим вход туда заказан, в том числе и людям, научившимся делать это квалифицированно. Получается, что в роли наблюдателей будут люди заинтересованные, внимательно следящие лишь за тем, чтобы относительно делегировавших их партий не было нарушений, и не слишком интересующиеся действием в целом.
Без билета - не пройдешь
Но, пожалуй, самым слабым местом новой системы выборов, по мнению многих экспертов, является то, что она, по существу, лишает непартийного гражданина быть избранным в парламент страны. С одной стороны, в новом законодательстве сказано, что беспартийные могут составлять до 50 процентов партийного списка. Естественно, если партия предложит им туда войти.
Но с учетом того, что от каждого регионального списка партии, набравшей 7 и более процентов голосов, реально пройти в Госдуму могут лишь первые-вторые номера, попадание в их число беспартийных является проблематичным. (Нижегородская область в процессе выборов, по информации Застрожной, будет разделена на четыре территориальные группы. Деление идет по численности проживающего в регионе электората.) И уж совсем невероятным выглядит перспектива быть избранным для самовыдвиженца. Формально он может обратиться в какую-либо партийную структуру с просьбой о включении своей фамилии в список.
Но для этого он должен быть не только не судим, но и не замечен в критике, подрывающей государственные устои. А главное, с включением его в список должна согласиться партийная конференция, которая скорее высмеет самозванца, чем это сделает. Таким образом, новое законодательство резко ограничивает пассивное избирательное право. И это не только самый слабый и спорный момент новой системы выборов по сути, но и самый уязвимый с точки зрения действующего в стране законодательства.
Это антиконституционно, и, как считают специалисты, каждый пострадавший, обратившийся по этому поводу в Конституционный суд, должен его выиграть. Случись такое, по мнению сотрудника Нижегородского филиала Института социологии РАН Александра Прудника, посыпятся территориальные нарезки и конфигурация выборов может измениться.
Однако, как считает Ольга Застрожная, власть просто этого не допустит. Конституционный суд, скорее всего, признать-то неконституционным ограничение возможности гражданина быть избранным признает, но не распространит свое решение на эту избирательную кампанию. А значит, в будущем опять появятся другие правила. Только это, как говорится, детали.
В целом же идея пропорциональных выборов, по партийным спискам и специалистами, и экспертным сообществом оценивается положительно.
Кроме плюса, отмеченного вначале, - перехода от выборов в парламент народных представителей к выбору пути развития, который может предложить только партия, берущая на себя за это ответственность, - они, конечно, помогут структурировать политическое пространство страны (сократить никому не нужное партийное многообразие и усилить роль ведущих партий) и обновить политическую элиту.
Ну а детали можно и заменить.
Елена МАСЛОВА.