Смерть в садах

Смерть в садах

Если бы наше повествование не придерживалось стиля суровой судебной хроники, то оно бы начиналось примерно так:

Жара приятно отступала, и в спустившейся на землю июльской прохладе садоводы отдыхали в увитых плющом, диким виноградом и лимонником беседках и верандах. Где-то в стороне слышались два женских голоса, перекликавшихся через грядки своих участков и обсуждавшие какие-то необыкновенные сорта роз. Вот пробежали ребятишки на дискотеку, а скоро и вообще все стихло: :Владимир Сивков сидел на крыльце. Ему было скучно. Почему-то вспомнилось, как здесь же на даче в товариществе "Сокол" еще в детстве вот так же, как теперешние девчонки и мальчишки, в первый раз пошел на танцы. Но это было давно, почти сорок лет назад: ...Жена уехала в город по делам. Владимир глубоко вздохнул, резко встал, запер входную дверь, оставил в домике невыключенным свет.
Он решил скоротать вечер у приятеля, до участка которого было рукой подать. Просто посмотреть телевизор и поболтать "за жизнь".
Да простит нас читатель, детективные романы мы предоставим книжкам, и будем оперировать только фактами.
Итак, наш главный герой пошел к приятелю.

Непрошеные гости :

Времени уже было около десяти часов вечера, когда к домику другого садовода, Валентина, подошли двое незнакомых мужчин.
- Борода где живет? - спросил хозяина тот, что пониже ростом.
Валентин показал рукой на дачу Сивковых (как Бороду Владимира знали в садах все): - Вон, видите, у них свет горит.
Однако у Сивковых эти двое никого не застали, и, потоптавшись у калитки, вернулись на участок к Валентину.
- Тогда он может быть только в одном месте, у Олега.
Пойдемте, я провожу, - Валентину вечерние гости не показались подозрительными, разве что были немного "под градусом".
Теперь он хорошо рассмотрел и второго. Ростом тот был не меньше чем метр девяносто, и весил килограммов 150, наверное.
"Здоровый бугай", - подумал тогда Валентин.

Драка

Когда зашли в домик к Олегу, тот, что был ниже ростом, вдруг с криками "Борода!" набросился на хозяина, который уже было привстал навстречу поздним гостям. Провожатый закричал, что, мол, тот ошибся, что это не Борода, и начал оттаскивать его от Олега. А когда на крики выскочил Владимир, то тоже сразу получил удар в лицо, но уже от второго мужчины.
Пока Валентин помогал Олегу, между Владимиром и бугаем завязалась драка, причем у непрошеного гостя оказался в руках какой-то инструмент, которым он порезал руку Сивкову.
Драка длилась всего несколько минут и закончилась на улице. Здоровяк угомонился и побрел куда- то, надрывно крича Владимиру, что отомстит ему, приведет своих друзей, сожжет дом.
Вытирая со лба кровь, Владимир повернулся и пошел к себе. На расспросы соседей он спокойно отвечал, мол, "пьяные, завтра протрезвеют - разберемся".
Однако на утро садоводы нашли неподалеку мертвое тело верзилы.

Электрики

Теперь настал черед пояснить читателю, в чем собственно дело. Кто эти двое и зачем они в тот летний вечер искали Владимира-Бороду?
Александр (в нашем повествовании - тот из двух незваных гостей, что был могучего телосложения) и Николай (его приятель) работали в садоводческом товариществе электриками. В тот вечер они как раз были на вызове в одном дачном домике, хозяйка которого справляла день рождения.
За работу им щедро заплатили - 600 рублей, да еще и презентовали бутылку водки.
Ее-то, родимую, они по дороге и "раздавили", и уже в приподнятом настроении пошли разбираться с Бородой.
Сейчас, когда со дня садовой истории прошло больше полутора лет, истинную причину столь агрессивного поведения электриков выяснить не удалось ни следствию, ни суду. Сам Сивков предполагает, что эти штатные электрических дел мастера могли иметь на него зуб за то, что он "отбирал у них хлеб". Владимира в товариществе знали давно, и, поскольку он разбирался в электрике, садоводы частенько просили его о помощи.
Сивков никогда не отказывал и делал это бескорыстно.
Впрочем, до того рокового вечера "бесплатный" и "платные" электрики сосуществовали вполне мирно.
Лишь однажды, как уже потом выяснилось на суде, случилась у них небольшая перепалка, чему свидетелем был зампредседателя товарищества.
Дело было так.
Александр собрался влезть на электрический столб, который был под напряжением. Сивков из соображений элементарной техники безопасности всячески пытался его отговорить. Кстати, маленькая деталь - у Александра в тот момент из кармана торчала бутылка водки.

Недоумение Бороды

Вернемся в то роковое утро. Весть о смерти электрика быстро долетела и до Сивкова. Владимир был поражен.
Вначале он предположил, может, это он его забил. Но потом, когда узнал, какие травмы были обнаружены на покойном, сильно засомневался в своей вине. А травмы на трупе Александра нашли серьезнейшие, какие голыми руками не причинишь. Эксперты говорят, что при таких травмах невозможно не то, что кричать, а даже громко говорить.
Следствие и судебное разбирательство длились пять месяцев. В декабре 2005 года суд признал Сивкова виновным по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса - "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего" и приговорил к семи годам колонии строгого режима. Получалось, что Сивков решил изувечить Александра всякой на то причины. Суд отказал защите в вызове ряда свидетелей, возможно, поэтому и пришел к таким неубедительным выводам.
Однако через год по жалобе осужденного и представлению прокурора области президиум областного суда этот приговор отменил.
Президиум указал, что в приговоре не установлен мотив преступления и не рассмотрена версия о необходимой обороне со стороны подсудимого.
А ведь можно утверждать, что Сивков находился в состоянии необходимой обороны. Согласно статье УК РФ, "причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны является преступлением, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося".
Правда, по сложившейся в нашей стране судебной практике, применение статьи 37 крайне редко.
Кстати, жалобу прокурору помогли составить Сивкову в аппарате уполномоченного по правам человека Нижегородской области, куда обратилась его жена.
Сейчас, когда Владимир Сивков (кстати, бороду сбрил) уже больше года сидит, началось новое судебное разбирательство, но с другим составом того Московского районного суда Нижнего Новгорода. Однако вновь стороне защиты идут отказы. Например, не допущен к участию в процессе общественный защитник представитель уполномоченного по правам человека. Судья обрывает во время допросов свидетелей и прокурора, и адвоката, не дает заявлять ходатайства. Получится ли при таком ведении процесса провести всестороннее и объективное следствие?
И последнее. Вполне вероятно, что подтвердится еще одно важное обстоятельство, по словам жены Сивкова. Были свидетели, которые видели, что после ссоры с Сивковым Александр сцепился с каким-то человеком.
К сожалению, сосед-садовод, видевший этот конфликт, не успел рассказать нем соответствующим органам: через несколько месяцев после тех июльских событий он умер. Но подтвердить его слова, вероятно, смогут родственники. На по крайней мере, надеется жена Сивкова.
ОльгаМАКАРОВА.

P.S.

"Нижегородские новости" обязательно расскажут читателям, чем закончится процесс.

К О М М Е Н Т А Р И Й " Н Н "

Василий ОЛЬНЕВ, уполномоченный по правам человека в Нижегородской области:

- Жена Владимира Сивкова обратилась ко мне на приеме.
Она не могла сдержать слез, настолько приговор был суров и не соответствовал произошедшему. Я попросил ее представить копии судебных документов, в том числе заключения экспертиз. Изучив большой объем документов, мы пришли к выводу, что на досудебном следствии, а затем и при вынесении приговора, скорее всего, была допущена судебная ошибка. Действия Сивкова были квалифицированы без учета того, что он защищался. Полученные потерпевшим травмы никак не соотносились с характером драки, которую он затеял с Сивковым. Обратили внимание и на некоторые другие несоответствующие закону выводы при расследовании и рассмотрении дела в суде. Начальник отдела нашего аппарата подготовил текст мотивированной надзорной жалобы, который мы передали осужденному с предложением направить жалобу в суд и прокуратуру, в результате чего приговор был отменен.
Если при новом рассмотрении районный суд учтет все указания президиума областного суда, приговор, скорее всего, будет другим.

Следите за нашими новостями в удобном формате