Частных судмедэкспертов, которые дают свои заключения по уголовным делам, нередко не пускают даже в зал судебного заседания. Судьи, кажется, сомневаются в их честности, вроде как
Перемены назрели
— В моей практике было несколько таких случаев, когда судьи при вынесении приговора опирались на заключение государственных судмедэкспертов, а частных специалистов игнорировали, — рассказал адвокат Виктор Козлов.
Между тем, как утверждает наш собеседник, как раз частники имеют возможность давать качественные и непредвзятые заключения.
Справка «НН»
Большинство зарубежных авторов возникновение судебной медицины относят к началу нашей эры и ставят его в связь с некоторыми законодательными актами в Древнем Риме. Однако изучение древнекитайских исторических исследований наглядно показывает, что колыбелью судебной медицины следует признать Китай и что китайским врачам и юристам принадлежит в этой области много выдающихся открытий, малоизвестных или даже совершенно неизвестных специалистам. Уже в VI и X веках
н. э. китайскими врачами и юристами были написаны книги, содержащие весьма ценные данные, относящиеся к области медицины и криминалистики.В историческом аспекте возникновение судебной медицины в Европе было бы более правильным отнести к первой половине XVI века, когда было введено уголовное уложение Карла V, называемое «Каролина», в котором медицинской экспертизе отведено почетное место. В «Каролине» имеются указания на необходимость привлечения следующих лиц к расследованию дел, связанных с осмотром мертвых тел, по делам о детоубийстве, о телесных повреждениях со смертельным исходом, а также о случаях врачебных ошибок.
Основоположником научной судебной медицины в Европе следует считать французского хирурга Амбруаза Паре (1517–1590).
— С одним таким московским экспертом я пересекался по трем делам, и все три заключения, на мой взгляд, были правильные, мотивированные и обширные. Потому что этот человек не сидит на конвейере, как государственные эксперты. Он берет деньги за качественную работу. Обычно заключения частников в 2 — 3 раза превышают объемом заключения их коллег из госструктуры, хотя и делают они свою работу в более короткие сроки.
То, что изменения в
Разные заключения
— В Сормовском суде рассматривали дело об убийстве бомжа. То, что эксперта не вызвали в суд, думаю, повлияло на исход дела, — рассказывает Виктор Николаевич. — Мой клиент просто, что называется, попал под раздачу, так как в деле был лишь один подслеповатый свидетель. Поэтому мы поставили вопрос о дополнительной медэкспертизе, частной. Подозреваемого обвиняли в том, что он забил потерпевшего ногами до смерти. Госэксперт предположил, что нанесение телесных повреждений произошло тупым предметом, которым мог быть ботинок. А частный эксперт сделал заключение, что следы на теле свидетельствуют о нанесении телесных повреждений не ногами, а предположительно бутылкой или предметом с острыми концами. Но заключение частного эксперта даже не огласили в суде, предпочтя ему результаты госэкспертизы. Подсудимый получил 9 лет колонии, и, по моему мнению, незаконно. По другому делу у нас был частный эксперт с солидными регалиями — главный
Однако в этом вопросе есть и другой нюанс, который, возможно, влияет на предпочтение судей.
— Когда возбуждается уголовное дело и назначается госэкспертиза, то ее результаты часто
Сколько голов, столько и мнений
Не так давно прокуратура сдала в суд уголовное дело по обвинению жителя Бора, якобы выстрелившего из пневматической винтовки «из хулиганских побуждений» в случайную прохожую:
Причем, как утверждает защитник, других доказательств по делу нет. И хотя в сектор стрельбы попали несколько домов и улица, следователи выбрали гараж подозреваемого, из которого якобы и был произведен выстрел. Жилые дома под подозрение
— Вот вам показатель значения экспертиз! Все три проводили госэксперты, но и они разошлись во мнении. Что же тогда говорить, если их проводят государственный и частный специалист! Обычно следственные органы и прокуратуру устраивает такая экспертиза, которая доказывает вину первого же подозреваемого, — констатирует адвокат.
Ольга МАКАРОВА.
Кстати
Служба судмедэкспертизы в бывшем Советском Союзе была одной из самых совершенных в мире. На Западе все максимально упрощено, функции судмедэксперта часто выполняют люди, не имеющие никакого отношения к медицине. Это может быть священник, владелец похоронного бюро, аптекарь.
Российские судмедэксперты и сегодня отличаются от судмедэкспертов в других странах.
Во-первых , зарплатой. В Австралии, например, судмедэксперт получает сто тысяч долларов в месяц. Такая зарплата, например, и упремьер-министра страны.
Во-вторых , профессиональными моментами. Скажем, в Европе, согласно международной конвенции Европейского союза, вскрытие производится двумя экспертами, особенно в случаях насильственной смерти. Один эксперт — представитель государственного учреждения, а второй — независимый. Он просто присутствует, приглядывает. И он не подвержен никаким административным влияниям, давлению. Не дает возможности слукавить. Это стимулирует и государственного эксперта делать все по правилам, быть безупречным.
Компетентно
Владимир Пронин, начальник Приволжского регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции РФ:
— Изменения в законодательстве, касающиеся
судебно-медицинской экспертизы, назрели. В настоящее время формируется большой сектор негосударственной экспертной деятельности. На протяжении десятилетий существования СССР у нас была госмонополия на экспертную деятельность. Сейчас получается, что практически каждый может назвать себя экспертом. В ПФО и Нижегородской области сейчас много частных экспертов.Мнение о том, что государственные судмедэксперты делают свои заключения впопыхах
из-за загруженности, неверное. Все методики и вся нормативная база разработаны в основном Минюстом, а также МВД и ФСБ.Сказать однозначно, качество каких экспертиз лучше, частных или государственных, нельзя. Давайте вспомним, к примеру, что частная медицина начиналась с одних условий, а сейчас она располагает и современным оборудованием, и классными специалистами.
Кроме того, в свое время государственная система экспертиз формировалась на производстве экспертиз по уголовным делам. А частный сектор начал формироваться, когда пошел активный спрос на гражданское судопроизводство.
Поэтому сейчас правительство и вносит изменения в законодательство.
Мнение
Александра ЧУРАЕВА, старший прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры Нижегородской области:
— В соответствии с
Уголовно-процессуальным кодексом судмедэкспертиза назначается следователем либо судом, как правило, в государственном учреждении. Да, бывает, чтокакие-то редкие экспертизы, которые госучреждения еще не освоили, делают частные эксперты.В основном обращается за ней сторона защиты и, естественно, платит за проведение деньги. Но подчас не понятно, что именно берет на исследование такой эксперт. Хотя защита может инициировать проведение исследования путем заявления соответствующего ходатайства либо следователю, либо суду. И если в дальнейшем вся процедура будет соблюдена, то полученное в результате заключение эксперта будет приобщено к доказательствам. Во многом понятно, почему суд больше доверяет государственным структурам. В России считается так: за что заплатили, то и получили на выходе.
Как у них
В настоящее время в США существуют две системы
судебно-медицинской экспертизы — система коронеров и система медицинских экспертов. Характерной чертойсудебно-медицинской организации в США является отсутствие организованной экспертизы живых лиц.Права и обязанности коронера различны. Коронер в США — особый судебный следователь, избирающийся чаще всего на 3 — 4 года. В одних штатах компетенции коронеров подлежит исследование случаев насильственной и скоропостижной смерти, в других же обязанности их ограничиваются расследованием случаев насильственной смерти.
В подавляющем большинстве штатов для занятия должности коронера не требуется медицинского образования. Почти любой гражданин, кроме священнослужителя, имеет право добиваться должности коронера.
Впервые система медицинских экспертов (medical examiners) была введена в Бостоне в 1877 г. Единых норм, определяющих положение медицинских экспертов, нет; но общая система примерно одинакова во всех 50 округах, где работают медицинские эксперты (из общего числа 3072 округов в США).
Во главе
судебно-медицинской экспертизы штата или города стоит главный медицинский эксперт, которому подчинены эксперты на местах. Как правило, медицинский эксперт назначается по конкурсу: главный — специальной комиссией, в которую входят представители полиции, отдела здравоохранения и четыре врача; окружной эксперт при отсутствии комиссии назначается мэром или прокурором.Согласно рекомендации Национальной муниципальной лиги, медицинский эксперт должен быть патологом со специальной
судебно-медицинской подготовкой, но так как в настоящее время мало патологов, имеющих требуемую квалификацию, то в мелких округах штата медицинскими экспертами работают по совместительству местные врачи, не имеющие специальной подготовки.