«Безобразие! Два часа скорую ждем, а ее все нет! Неотложка называется!» — недовольство нижегородцев в адрес станции скорой помощи областного центра с некоторых пор возросло.
Ждут-пождут …
А все потому, что в столице Поволжья первичная экстренная медпомощь претерпела изменения. Поступающие диспетчерам ГБУЗ, НО «Станция скорой медицинской помощи города Нижнего Новгорода» звонки стали делиться на скорые и неотложные.
Еще в мае 2012 года «НН» рассказывали, что такая реорганизация с 1 апреля 2011 года потихоньку начала внедряться по стране. За бригадами скорой оставили тяжелые случаи, требующие госпитализации. А параллельно начала создаваться система неотложной помощи, причем при поликлиниках. Речь идет о заболеваниях, которые жизни не угрожают и могут лечиться на дому. С неотложкой к пациенту должны направлять участкового или дежурного врача поликлиники с водителем, фельдшером или медсестрой. И отводится им на прибытие уже не 20 минут, как скорой, а до двух часов.
Напомним, подобный принцип разделения первичной медпомощи нашей стране не в диковинку. В 50 —
— Люди не знают, что в Нижнем появилась неотложка, и думают, что это скорая так долго едет, — говорят медики нижегородских подстанций. — Уже были случаи, что поликлиники по неотложной помощи не справлялись с потоком вызовов. И тогда все равно приходилось посылать к больному бригаду скорой.
Разделение же первичной помощи не случайно. 14 процентов всех вызовов (это примерно 200 в сутки) в столице Поволжья составляют непрофильные.
Например, просьбы доставить человека из дома в больницу или поликлинику. Но зачем, спрашивается, скорая, если речь идет о транспортировке пациента с гайморитом? При этом отвлекается бригада, оснащенная всем необходимым оборудованием для срочных случаев.
А не приехать бригада не может.
И это панацея?
— Есть вот у нас больная 83 лет. Она вызывает скорую каждый день и забывает зачем. Как откажешь? Вот так 164 раза приедем, а на
И на гемодиализ почечников в Нижнем Новгороде тоже скорая возит, хотя, по сути, это работа соцслужб. В месяц таких перевозок у городских подстанций набегает 2200 — 2400. А это два полных рабочих дня всей скорой областного центра!
Так вот если б убрать все эти непрофильные вызовы, время доезда нашей скорой приблизилось бы к установленной норме в 20 минут.
Между тем не все принимают хорошо забытое старое как панацею.
— В середине прошлого века эта система в нашей стране себя не оправдала. И две первичные медпомощи объединили в одну — скорую, — вспомнил бывший главврач одной из нижегородских поликлиник. — Определить, в каком случае какая помощь пациенту нужна, трудно. Иногда кажется, что болит сердце, а на деле может быть желудок.
При этом правом решать, что же направить на вызов — скорую или неотложку, наделен диспетчер «03». Он, конечно, с медобразованием, но разве всегда определишь по телефону на 100 процентов, в чем причина головной боли? А если это предвестник инсульта?
— Ошибки при приеме вызовов в те годы были, — подтвердил собеседник «НН».
И как бы не случилось следующее, предупреждает гендиректор платной скорой помощи Нижнего Новгорода Ринат Фатыхов, дабы добиться именно скорой, люди начнут диспетчерам врать: болит не ухо, а сердце.
Анастасия ИЗМАЙЛОВА.
Тем временем
По словам Владимира Клименко, нижегородцы стали больше жаловаться на скорую. Однако в этом потоке число обоснованных жалоб уменьшилось. В 2012 году их было 14, в
2013-м — 4.Например, пациентка пожаловалась, что у приехавшей к ней на вызов бригады в укладке не было лекарства. Но по факту оказалось, что она требовала ввести ей ее же препарат. Только скорая не имеет права вводить пациенту его лекарство.
Или молодая мама ночью вызвала скорую ребенку. Врач в дополнение к оказанной помощи порекомендовал свечи «Нурофен». Женщина возмутилась, что ей придется ночью идти в аптеку, и пожаловалась, что у бригады не нашлось нужного лекарства. А его и не должно быть.