Когда очередной посетитель редакции начинает рассказывать историю о том, как на его заявление о преступлении сотрудники полиции ответили отказом в возбуждении уголовного дела, то у журналистов это уже не вызывает никакого удивления. Так было и до реформы МВД, и после, и «НН» не раз поднимали эту проблему — например, в материале «Пошли в отказ» в октябре прошлого года. Почему же нижегородцам отказывают? Неужели это никак нельзя искоренить?
Больше, чем раньше
О сегодняшней ситуации в этой сфере мы беседуем с прокурором Нижегородской области Константином Кожевниковым.
— Константин Михайлович, остается ли проблема незаконно принятых решений об отказе в возбуждении уголовного дела в центре внимания областной прокуратуры в этом году? Как она выглядит в цифрах по сравнению с прошлым годом?
— Задачу своевременного выявления и устранения нарушений закона по делам дознания вплоть до устранения от производства тех, кто грубо нарушает закон, была поставлена и на очередном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ. Такая работа велась и прежде, и в этом году нами уделяется значительное внимание вопросам соблюдения законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия.
За полгода нами отменено 29 188 незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных следователями и дознавателями органов полиции. Это больше, чем за тот же период прошлого года (28 397). В связи с этим мы усилили надзор. Аналогичная ситуация есть и в Следственном комитете. В этом полугодии они незаконно отказали 272 гражданам, в прошлом периоде — 238. Конечно же, постановления следователей прокурорами отменены, материалы были направлены на дополнительную проверку.
И хотя число случаев, когда органы полиции ненадлежаще реагируют на поступившие сигналы о преступлениях, снизилось, однако до конца устранить практику сокрытия их от учета не удается. Прокурорами выявлено и поставлено на учет 535 ранее известных, но не зарегистрированных органами полиции преступлений, в I полугодии 2012 года — 645.
— Как именно укрывают преступления сотрудники МВД?
— Как и прежде, самым распространенным способом остается незаконный отказ в возбуждении уголовного дела по надуманным основаниям.
Но имеют место случаи, когда сообщение о преступлении списывается в так называемое номенклатурное дело без проведения процессуальной проверки.
Конечно же, речь идет не о преступлениях против здоровья и жизни нижегородцев. Например, выявлен факт употребления наркотиков неустановленными лицами в подъезде жилого дома, поступает такое сообщение в отдел полиции. Нужно проводить доследственную проверку, а материал списывается, и вопрос остается открытым. Вновь прокуроры реагируют и вносят представления, виновных лиц наказывают.
За первое полугодие текущего года мы выявили при проверке 243 подобных сообщения.
— Какие преступления чаще всего укрывают?
— В основном это преступления, совершенные против собственности. 337 такого рода деяний поставлено на учет прокурорами в истекшем полугодии, что составляет 61,1% от всех выявленных и поставленных на учет (в I полугодии 2012 года — 361).
Настораживает тот факт, что и особо тяжкие преступления, такие как убийства, зачастую не учитываются. В этом году нами выявлен один такой факт, в прошлом году — 2. Осталось на прежнем уровне число укрытых преступлений о причинении тяжкого вреда здоровью — 14.
— Бывают и объективные причины отказов?
— В большинстве своем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выносятся ввиду отсутствия события или состава преступления, реже — в связи с истечением сроков давности или смертью подозреваемого.
Зачастую в установленные законом сроки (трое суток с возможностью продления в ряде случаев до 10 и 30 суток) не всегда реально провести все необходимые проверочные действия, собрать и приобщить нужные документы, поэтому именно неполнота проводимых проверок является основным аргументом при принятии прокурором решения об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Помимо такого права прокурор по закону имеет право вносить требование, а также представление об устранении нарушений федерального законодательства. Именно в актах реагирования мы и ставим вопросы о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона.
Не по одному разу
— И сколько сотрудников полиции понесли наказание? Были ли среди них высокопоставленные сотрудники?
— Как я уже отметил, в адрес руководителей правоохранительных органов прокуроры вносят представления. За 6 месяцев этого года их было 323, в I полугодии 2012 года — 312. Мы ставили вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Поэтому все акты отслеживаем. По результатам рассмотрения наших актов реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 745 должностных лиц, за тот же период прошлого года меньше — 612. Не только непосредственные исполнители наказываются по нашим представлениям, 59 начальников подразделений понесли дисциплинарную ответственность (за 6 месяцев 2012 года — 51), за нарушения законности соответственно ответили и их заместители: 12 должностных лиц в этом году и 10 — в прошлом.
— На практике по одному заявлению бывает до 8 — 12 отказов…
— Да, в деятельности органов полиции, к сожалению, бывают факты, когда правоохранительными органами неоднократно по одному и тому же заявлению выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Каждый раз они отменяются прокурором.
Конечно, в ряде случаев это связано с тем, что невозможно в короткие сроки, предоставленные законом, установить и опросить гражданина, на которого указывает заявитель. Иногда необходимо провести экспертное исследование с привлечением специалиста, которое в силу большого объема материала либо очередности проводится несколько месяцев.
Однако порой это обусловлено волокитой со стороны сотрудников полиции. К сожалению, прокурор не наделен правом возбуждать уголовные дела.
— Как часто отказы являются желанием занизить статистику по преступлениям?
— Думаю, что причиной вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела не является желание наших правоохранительных органов занизить статистику. Как я уже сказал, все в совокупности влияет на это.
В то же время должностные преступления, связанные с приемом, регистрацией и разрешением заявлений и сообщений о преступлении, периодически фиксируются в нашей области. Одно из таких дел направлено в суд в прошедшем полугодии.
Чтобы процессуальные решения по результатам проверок по сообщениям о преступлениях принимались законные, соблюдались права нижегородцев, мною дано указание прокурорам считать надзор за рассмотрением их заявлений при приеме, регистрации и разрешении одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры.
Ольга МАКАРОВА.
Справка «НН»
В I полугодии 2013 года прокурорами отменено:
— по жалобам нижегородцев постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных органами дознания, — 635, постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных следователями МВД, — 43;
постановлений о прекращении уголовных дел, вынесенных правоохранительными органами МВД, — 173 (в том числе по жалобам — 11);
постановлений о приостановлении предварительного расследования, вынесенных правоохранительными органами МВД, — 3250, 68 из которых по жалобам.
Цифры
За 6 месяцев райгорпрокурорами выявлено 29 771 нарушение законности, допущенное сотрудниками органов внутренних дел, в I полугодии 2012 года — 29 110. При этом неправомерно отказали в приеме или не зарегистрировали заявления у 12 граждан, в прошлом году цифра была чуть меньше — 10 нарушений.
Укрыватели
Заявление состряпали сами
В Советском районе Н.Новгорода 14 июня 2012 года следователем СУ СК возбуждено уголовное дело (по постановлению зампрокурора района) в отношении старшего оперуполномоченного уголовного розыска отдела полиции по факту укрытия им от регистрации тяжкого преступления, совершенного в отношении нижегородки.
В ходе предварительного следствия установлено, что этот оперативник вместе со следователем территориального СУ УМВД России по Н.Новгороду с целью укрытия от учета и регистрации нераскрытого преступления убедили нижегородку отказаться от заявленного ею сообщения о преступлении. Затем совместно от ее имени составили объяснение, в котором исказили обстоятельства, при которых у нее было похищено имущество. Результатом стало вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.
В апреле 2013 года прокурор Советского района утвердил обвинительное заключение по делу и направил его в суд для рассмотрения по существу. Сейчас уголовное дело находится на рассмотрении в суде.
Сама, дескать, упала
Бывший сотрудник отдела полиции ЗАТО г. Саров осужден за превышение должностных полномочий.
Будучи на руководящей должности в отделе полиции ЗАТО г. Саров, в нарушение требований закона и ведомственных нормативных актов дал указание сотрудникам дежурной смены отдела полиции не регистрировать сообщение, поступившее по каналу связи «02» о совершении
А затем он позвонил в больницу, куда доставили потерпевшую, и попросил врача уничтожить все записи в меддокументах, подтверждающие факт получения женщиной телесных повреждений в результате ДТП.
Заволокитили дело
1 декабря 2010 года в УВД по Нижегородскому району Н.Новгорода поступили материалы проверки по заявлению нижегородца о хищении денежных средств в сумме более 2,5 млн рублей. Материалы дважды направлялись по подследственности в ОВД по Навашинскому району Нижегородской области, откуда вновь возвращались в отдел полиции № 5 УВД по Н.Новгороду.
При этом сотрудниками полиции неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые каждый раз отменялись прокуратурой Нижегородского района как незаконные. И только спустя год следователем СО по расследованию преступлений на территории Нижегородского района по результатам проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ.