Черное облако над городом

Черное облако над городом

Лет около сорока пяти назад на весь Борский район приходилось не более десяти наркоманов. И уже это количество вызывало тревогу. Сегодня же только на учете значится такая пугающая воображение цифра, что не хочется ее называть. Иначе говоря, в наше благословенное время на том же самом жизненном пространстве сидящих на игле стало в тридцать раз больше. Какими явными и неумолимыми причинами можно объяснить постигшую людей беду, беспощадно истощающую их физическое и нравственное здоровье? С этим вопросом я обратился к Ивану Демину, главному в районе специалисту, не один десяток лет врачующему этих несчастных.
Внешне спокойный, уравновешенный, с коротко подстриженной поседевшей бородкой, с глазами в глубокой и задумчивой печали, Иван Григорьевич напомнил мне земских врачей времен Чехова. Говорил неторопливо и каждое слово ставил на свое место.
- Как-то лет пятнадцать-двадцать назад я выступил на партхозактиве и предложил убрать из города две цыганские семьи, и тогда бы мы десять лет не знали о наркомании. И что, думаете, мне сказали? Назвали чуть ли не фашистом.
А сейчас мы полной ложкой хлебаем это варево. Появились эти семьи у нас в начале шестидесятых годов, когда их начали делать оседлыми.
- Почему же у молодежи такая тяга к наркотикам?
- А потому, что люди хотят получать удовольствие, а от наркотиков якобы удовольствия даже больше, чем от женщины. И для них не важно, что будет позже. Далее, все беда в том, что у нас только часть людей трудится, у большинства работы нет. Если раньше не работал три месяца, то тебя уже за шкирку и в кутузку. А сейчас, ради бога, хоть совсем не работай, никого это не тревожит. И все это приводит к тому, что люди начинают принимать психоактивные вещества, чтобы поднять настроение и улучшить свое состояние.
- Но эти вещества надо на что-то приобретать: - Вы давно были в своем саду? Да там металла цветного и черного сколько хочешь: Начиная с ложки, вилки и кончая проводами. Все это превращается в деньги. А потом грабеж, воровство. Они и из дома все тащат, вплоть до унитаза, стены голыми оставляют.
- А скажите, кто сильнее подвергается влиянию наркотиков, в каком возрасте и при каком типе нервной системы: флегматики или сангвиники, меланхолики или холерики?
- А это зависит от лидера: каков лидер, такое и потребление. Что лидер потребляет, то и остальные вокруг него потребляют. Приобщение к наркотикам начинается с детского сада: С шести - семи лет ребятишки начинают нюхать клей, бензин, керосин и другие вещи. Это начало. Затем переходят на более легкие наркотики, как конопля, а затем уже подходят к опию и героину. А начинается все с бытовой химии.
- А сила воли наркомана играет при лечении какую-то роль? Ведь от него самого тоже многое зависит.
- Больше зависит от окружающих. Если человек попал в этот круг, его оттуда не выпустят, потому что крутятся большие деньги.
- А какой возраст преобладает?
- Ну что говорить о возрасте? Наркоман больше 30 - 35 лет не живет. То есть самое большее - 10 лет с начала употребления. Был, правда, один за 60, так и то это был таксист, он возил цыган, сломал однажды ногу, но обезболивающих ему вовремя не давали, а цыгане тут как тут: мы обезболим, мы поможем. И помогли - сел на иголку.
- Иван Григорьевич, еще знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов говорил, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Что делает ваша служба для предупреждения и профилактики?
- Мы лечим, а вот что дальше с ними делать, мало кто думает. За бугром вот существуют реабилитационные центры, с наркоманами занимаются полтора - два года, как в Израиле например. Его пролечили где-то месяц, затем отдают в специальные кибуцы, и там с ними занимаются еще до двух лет: На одного больного 15 человек обслуживающего персонала. На здоровье денег не жалеют.
Как-то на семинаре однажды французы спросили нас, как мы лечим? Мы рассказываем, а в ответ: нет, ваши методы нам не подходят. Зато мы специальные схемы, теории выдвигаем, от которых нет никакого толка.
Воспитание ребенка идет до пяти лет, а после пяти уже перевоспитание, что гораздо труднее.
- И что же с точки зрения государственных интересов необходимо предпринимать?
- Прежде всего, поднять благосостояние людей, чтобы они работали и получали за свой труд соответствующее вознаграждение.
Мы же пока не живем, а влачим жалкое существование, а значит, это беда есть, будет, да еще и внукам достанется.
- Ну не все же упирается в деньги. Вы упомянули Израиль, где народ, как известно, живет побогаче нашего, но и там есть наркоманы. Значит, существует и иная причина?
- Совершенно верно. Излишество. От этого некоторые люди тоже начинают употреблять наркотики: С жиру бесятся. Но там их гораздо меньше.
- Мы часто любим заниматься констатацией фактов, а пора бы переходить к делу: - При тех материальных средствах, которые выделены для реабилитации, ничего с места не сдвинется, потому что лечение только интоксикацию снимает. А дальше ничего не делается, пустое место.
- Значит, все упирается только в деньги?
- А во что еще? В деньги и организацию. С наскока, сразу ничего не сделаешь. Только на организацию работы лет пять - десять уйдет.
Мы разворошили такое гнездо, что не знаем, как его собрать.
- Мы все время упираем на следствие, но есть же причина, с которой все и начинается.
Как, скажем, поступать с теми, кто эту отраву и погибель тащит сюда и распространяет?
- А первопричина - это государство. Если государство будет себя оберегать, охранять и содержать, ничего плохого не будет. У нас же вот 300 человек органы задержали, а до суда дошло всего десять. А куда девались 290? Если нашли наркомана и он сказал, где, в какой квартире, сколько и чего взял, но не назвал фамилию продавца, так неужели следственные органы не знают, кто там живет? Узнать - механика несложная.
Если на Бору кто-то так трогательно заботится и оберегает от неприятностей людей, замешанных в противоправных поступках, значит, ему выгодно, чтобы над городом продолжало висеть черное облако - предтеча неотвратимой беды.
Николай СИМАКОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате