Павел САНАЕВ:«Я вырос из Раздолбая»

Павел САНАЕВ:«Я вырос из Раздолбая»

У Павла Санаева только что вышел новый роман «Хроники Раздолбая». Причем Раздолбай, как выяснилось на презентации книги, лицо вполне узнаваемое и даже нарицательное. Почему режиссер снова взялся за перо и что писателя связывает с нашим городом, он рассказал в интервью «НН».

Почти по Драйзеру

— Павел, почему вы взялись за написание еще одной книги? Неужели не будете теперь снимать кино?

— Почему же не буду? Но первые наброски новой книги я делал еще в конце 90-х, после публикации «Плинтуса». Их, слава богу, никто тогда не читал, и сейчас они почти все переписаны заново. Потому что дальше история создавалась уже совершенно по-другому.

— Вы готовы, что «Раздолбая» будут сравнивать с вашей первой книгой?

— Сравнивать будут неизбежно, но понятно, что «За плинтусом» — вещь более универсальная, такая типичная история для многих русских людей. Но мне захотелось написать совсем другое. Скажу только, что «Раздолбай» гораздо длиннее моей первой книги. Это история жизни четырех разных людей от 19 лет и почти до сорока.

— Своеобразная история поколения?

— Именно, я даже ориентировался на «Жана Кристофа» Ромена Роллана и «Американскую трагедию» Драйзера. Раздолбай — продукт своего времени, и детство, по сути, ему можно было не придумывать. Описываемое в книге время — последние годы СССР и почти до наших дней. Люди выросли в одних условиях, им казалось, что школа — институт — работа будут всегда, что упасть на дно жизни может только крайний неудачник. И вдруг оказалось, что в любой момент им может стать каждый.

— Читали ли книгу ваши близкие?

— Конечно — и жена Алена, и мама. Им понравилось. Я очень благодарен им за поддержку.

Книги и фильмы не пересекаются

— Кстати, о вашей маме. Ее роман с Роланом Быковым вылился потом в гениальные кинороли? А в «Чучеле» вы сыграли одну из ролей. Каким Быков был на съемочной площадке и в жизни?

— Слушать Быкова, наблюдать за ним на площадке было интересно даже нам, школьникам. А в жизни я запомнил его разным. И очень обворожительным человеком: он рассказывал байки, случаи на съемках и все делал очень артистично. И совсем другим, когда появился его фонд. А создал фонд он потому, что детское кино исчезло с экранов, а он считал, что дети — это наша сталь, наша нефть. Да, фильмы снимали, но их не брали в прокат и на ТВ, потому что по закону в них нельзя было показывать рекламу. И в то время он был в депрессивном состоянии.

— Герои ваших фильмов и книг в чем-то похожи…

— Я бы не стал сравнивать книги и фильмы, это в моем случае совершенно непересекающиеся сферы деятельности. Кино все-таки более развлекательный жанр, где предполагается динамика, если мы говорим о кассовом кино.

— Свой фильм «Геймеры» вы снимали в Нижнем. Почему выбор пал на наш город?

— Он нам просто подошел. Это город на реке, действие у нас по сценарию проходило в мегаполисе, причем там важны были и маленькие переулочки, которые у вас тоже есть, так что все совпало…

Оксана ЗЕМСКАЯ.
Фото mvestnik.ru.

Справка «НН»

Павел САНАЕВ — писатель, сценарист, актер и режиссер. Родился в 1969 году. Мать — актриса Елена Санаева, приемный отец — режиссер Ролан Быков. Окончил ВГИК. Снялся в фильмах «Чучело», «Первая утрата». Режиссер фильмов «Каунасский блюз», " Последний уик-энд», «Нулевой километр», «На игре». Автор повести «Похороните меня за плинтусом», романа «Хроники Раздолбая».

Следите за нашими новостями в удобном формате