К чему сила, брат?

К чему сила, брат?

«Околофутбола». Россия, 2013. Режиссер Антон Борматов. В ролях: Александр Ратников, Павел Ерлыков, Григорий Иванец, Иван Фоминов.

Стенка на стенку

Автомеханик Ярый, бизнесмен Мажор, вузовский преподаватель Тичер и диджей Бритва объединены страстью к околофутбольному хулиганству. Они руководят «фирмой» — группировкой, устраивающей драки фанатов стенка на стенку. Собственно футболом этот квартет интересуется мало, и на экране игра возникает ровно три раза: в теленовостях; на стадионе во время матча «Спартак» — ЦСКА и когда герои встречают футболиста — естественно, в ресторане и, естественно, с вискарем.

Мир «околофутбола» замкнут на самом себе, и в него нет лазеек даже у оперов: сходящиеся в кулачных боях фанаты расходятся побитые и довольные, претензий друг к другу не имеют, зато имеют свой кодекс чести. И «подкопать» под них можно, лишь устроив кровавую провокацию.

Русский боевик радует нервом и драматизмом, которые отличают лучшие творения кинокомпании СТВ. Даже любовная линия получилась какой-то не попсовой, а лица героев не плоскими от многократного использования экраном. Фильм чем-то напоминает перестроечные ленты о неформальных молодежных движениях, только здесь действия больше, чем рефлексии на тему: почему они такие и куда они идут?

Отчего и для чего герои дерутся — вопрос, который им задают все, но на который они не дают ответа. Унаследованная от предков воинственность, избыток ни к чему не приложенной энергии, рвущаяся наружу агрессия жителей мегаполисов, мальчишество в одном месте или бешенство с жиру — зрителям предлагается выбрать любой вариант.

Как на войне

Меньше всего как мотив задействованы социальный протест и национальный вопрос — с этими темами авторы обходятся осторожно, хотя ключевой момент фильма заставляет вспомнить об убийстве в 2010 году футбольного фаната Егора Свиридова и его последствиях.

Нам как бы говорят: имейте в виду, есть такая сила. И владеющие ей вовсе не дебилы, а, например, люди, знающие историю Великой Отечественной войны. Возможно, именно войны им и не хватает, не зря они воспроизводят ее атрибуты: войско, командование, бои, шпионы. Нет одного — цели. Но она, предупреждают нас, может появиться в любой момент.

О том, что сила эта выглядит угрожающе, говорит хотя бы тот факт, что картину сняли с программы Санкт-Петербургского международного фестиваля — членам жюри, где были кинематографисты Германии, Швейцарии, Латвии, привиделось несоответствие гуманистическим европейским ценностям. И это при засилье на фестивалях Старого Света фильмов, где «ценности» представлены Содомом и Гоморрой. Возможно, если бы герои «Околофутбола» бунтовали конкретно против «режима в России» — отношение Европы было бы иным.

В кульминационной сцене фильма мы видим, что эта замкнутая на себе сила однажды может вырваться вовне и развернуться против кого угодно — кто знает, может, и против «Содома с Гоморрой» в том числе.

Следите за нашими новостями в удобном формате