«Околофутбола». Россия, 2013. Режиссер Антон Борматов. В ролях: Александр Ратников, Павел Ерлыков, Григорий Иванец, Иван Фоминов.
Стенка на стенку
Автомеханик Ярый, бизнесмен Мажор, вузовский преподаватель Тичер и диджей Бритва объединены страстью к околофутбольному хулиганству. Они руководят «фирмой» — группировкой, устраивающей драки фанатов стенка на стенку. Собственно футболом этот квартет интересуется мало, и на экране игра возникает ровно три раза: в теленовостях; на стадионе во время матча «Спартак» — ЦСКА и когда герои встречают футболиста — естественно, в ресторане и, естественно, с вискарем.
Мир «околофутбола» замкнут на самом себе, и в него нет лазеек даже у оперов: сходящиеся в кулачных боях фанаты расходятся побитые и довольные, претензий друг к другу не имеют, зато имеют свой кодекс чести. И «подкопать» под них можно, лишь устроив кровавую провокацию.
Русский боевик радует нервом и драматизмом, которые отличают лучшие творения кинокомпании СТВ. Даже любовная линия получилась
Отчего и для чего герои дерутся — вопрос, который им задают все, но на который они не дают ответа. Унаследованная от предков воинственность, избыток ни к чему не приложенной энергии, рвущаяся наружу агрессия жителей мегаполисов, мальчишество в одном месте или бешенство с жиру — зрителям предлагается выбрать любой вариант.
Как на войне
Меньше всего как мотив задействованы социальный протест и национальный вопрос — с этими темами авторы обходятся осторожно, хотя ключевой момент фильма заставляет вспомнить об убийстве в 2010 году футбольного фаната Егора Свиридова и его последствиях.
Нам как бы говорят: имейте в виду, есть такая сила. И владеющие ей вовсе не дебилы, а, например, люди, знающие историю Великой Отечественной войны. Возможно, именно войны им и не хватает, не зря они воспроизводят ее атрибуты: войско, командование, бои, шпионы. Нет одного — цели. Но она, предупреждают нас, может появиться в любой момент.
О том, что сила эта выглядит угрожающе, говорит хотя бы тот факт, что картину сняли с программы
В кульминационной сцене фильма мы видим, что эта замкнутая на себе сила однажды может вырваться вовне и развернуться против кого угодно — кто знает, может, и против «Содома с Гоморрой» в том числе.