«Географ глобус пропил». Россия, 2013. Режиссер Александр Велединский. В ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Александр Робак, Евгения Брик, Анна Уколова, Евгения Крегжде, Агриппина Стеклова, Максим Лагашкин, Анфиса Черных.
Эх, пороги…
Виктор Служкин — шут гороховый, пьяница, раздолбай, бедняк, интеллигент. Вообще он биолог, но от безденежья устроился в пермскую школу географом. Его шаткое жизненное положение, однако, не мешает ему быть счастливым. По крайней мере, он очень старается им быть — из кожи вон лезет, по собственному признанию. И не завидует, например, своему бывшему однокласснику Будкину, ныне депутату, которого и денежки больше любят, и девушки. Включая жену Служкина. Но, поскольку Будкина на всех желающих девушек не хватает, Служкину тоже перепадает много женского внимания. А еще в него влюблена умная старшеклассница Маша, тогда как остальные школьники географа презирают и ненавидят, и он отвечает им взаимностью. Но все изменит поход, в котором ученикам и учителю придется преодолеть смертельно опасные пороги реки посреди невообразимой красоты Уральских гор…
Экранизацию одноименного романа Алексея Иванова, безусловно, украсили артисты — Хабенский даже сам придумывал смешные сцены для своего героя.
Артистки и вовсе подобраны одна другой лучше. С точки зрения режиссуры фильм исполнен более качественно, чем «Живой»: предыдущий фильм Велединского был пронзительнее и трагичнее, но этот мудрее и оптимистичней.
Пушкинский рэп
Даже вся правда русского быта — с повсеместной разрухой, отсутствием воды, тепла, уюта — здесь не выглядит депрессивной, как в артхаусе. Это все мое, родное, чувствуйте себя как дома. Под открытым небом, с открытым сердцем. Как пел попрошайка в электричке: «Я свободен!» Здесь люди как пушкинский ветер: «Не боишься никого, кроме Бога одного». Кстати, Пушкин звучит на экране постоянно: его герой читает маленькой дочке, девушке, рекам и горам. И даже в ритме рэпа хором с школьным хулиганом, которого с учителем сроднил поход… ну и водка.
Прививка русской литературы вообще работает исправно: при всем комическом нагромождении любовных многоугольников герои ведут себя благородно. В любом современном европейском (или европодобном) кино сцена с промокшими до нитки молодым учителем и влюбленной в него ученицей, которые нашли убежище в заброшенной бане, закончилась бы совсем иначе, чем здесь. Чувство собственного достоинства и внутренняя чистота не изменяют Служкину нигде: он пьет, но не хамеет; ненавидит, но не зверствует; мучается, но отпускает; не может жить, но живет.
По большому счету «Географ» —