«Голодные игры: и вспыхнет пламя». США, 2013. Режиссер Гэри Росс. В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Александр Людвиг, Лиам Хемсворт, Вуди Харрельсон, Лени Кравиц.
Джунгли несвободы
Вторая и не последняя часть экранизации популярной книги Сюзанн Коллинз об Америке будущего. Страна разделена на дистрикты, заполненные голодным и мрачным населением. Это «низы». «Верхи» — это Капитолий с президентом и толпа зажравшихся светских пустышек. Ежегодно от каждого дистрикта жребием выбирают девушку и юношу, которые отправляются на Голодные игры, где им приходится биться не на жизнь, а на смерть. Это
Триумфаторы прошлых Игр Китнисс Эвердин и Пит Мелларк отправляются в тур по стране, изображая влюбленную пару и выступая с бравурными речами перед озлобленным и запуганным народом. Их гнетет чувство вины, а недовольство в массах подавляется все более жестокими способами. И вот однажды Китнисс выходит
Из искры возгорится?
Условно фильм можно поделить на три части. В первой нагнетается загадочная атмосфера футуристического мира. Во второй все встает на свои места, и зрителю демонстрируются ужасы системы. Особо впечатляет контраст вульгарного светского маскарада и депрессивной жизни народа. Причем торжество бесстыдного и беспросветного капитализма рифмуется на экране с имперскими ритуалами в духе гитлеровской Германии.
Третья часть — сама бойня Голодных игр в смоделированных джунглях. Цунами, кровь с неба, атака диких обезьян, ядовитый туман, электрошок — много чего свалится на головы героев, пока они не уяснят некоторую закономерность. Но вот незадача: даже прозрение героини — это понимание лишь малой части большой политической игры.
Фильм отменного качества — он на редкость умен и неоднозначен, но при этом художественно и зрелищно на высоте. Конечно, в первую голову это обличение царства пошлости и сытости: пока народные толпы страждут, на светских тусовках пьют рвотное, чтобы перепробовать как можно больше блюд. Шуты из высшего света могут даже позволить себе некоторые сантименты, но это лишь часть их роли — на систему как таковую посягнуть не отваживается никто, кроме главной героини.
Однако самый смак — в финальной развязке, напоминающей о том, что даже самый прекрасный порыв души под контролем тех, кому он выгоден. И, освободившись от оков, можно попасть в кандалы: из огня да в полымя. Ведь плодами революции пользуются известно кто.