И смех, и грех, и Воланд с ними

И смех, и грех, и Воланд с ними

Традиционной премьерой оперного сезона в наступившем репертуарном году стали «Черевички» Чайковского. Этот спектакль совершенно напрасно не является хитом сцены. На сюжет «Ночи перед Рождеством» написана также опера Римского-Корсакова, и ставят чаще именно ее. Творение же Чайковского в свое время на премьере фактически провалилось.

Обожающий Гоголя и украинскую музыку, композитор подошел к работе серьезно и создал не ожидаемую публикой веселенькую пустышку, но колоритное действо, наполненное драматизмом, национальным юмором, населенное «живыми» персонажами. «Я писал эту музыку с любовью, с наслаждением, так же, как «Онегина», — признавался впоследствии композитор.

Давний друг нижегородской оперы, заслуженный деятель искусств России Ольга Иванова сначала поставила «Черевички» на сцене Московского академического камерного музыкального театра. Творческие руководители нашего театра оперы и балета, приехав на спектакль, были настолько очарованы, что решили эту оперу перенести на нижегородскую сцену. В постановочную команду вошли также московский художник Юлия Акс, балетмейстер Татьяна Толстухина, дирижер Роман Демидов.

Комико-фантастическая опера по произведению Гоголя «Ночь перед Рождеством» — и смех, и грех, и всякие чудеса. Сюжет, известный каждому, наполнен прекрасной музыкой (все-таки Чайковский!), а артисты театра умело, с огоньком доносят действо до зала. Несмотря на активное сценическое движение, дыхание не сбивают, голоса звучат превосходно. Оксана (Екатерина Ефремова), как и полагается по роли, холодная красавица, безжалостно издевающаяся над влюбленным в нее кузнецом. Что до Вакулы, согласно постановочному решению он патологически застенчив: даже зайдя в горницу Оксаны, он не смеет подойти к предмету своего обожания, так что герои кричат друг другу с противоположных концов сцены.

Другая пара — Солоха с Чертом — подчеркнуто комико-фантастическая. Солоха (Татьяна Гарькушова) прелесть как хороша — и поет, и пляшет, и хохочет, и живо воскрешает в памяти аналогичную роль в исполнении Людмилы Хитяевой в гениальном фильме Роу. А вот что до Черта (Дмитрий Суханов), это прямо-таки Воланд — шикарный соблазнитель, одетый во фрак и цилиндр, с элегантно перекинутым через лапу хвостом. Прочие бесовские существа, как принято в театре, ужасно обаятельны и смешны. Их шутки над подвыпившими героями напоминают о необходимости самоконтроля за праздничным столом. Иначе придется безуспешно искать Украину на глобусе!

Чудеса — реальны, мечты — сбываются. Картинка вновь резко меняется, и в невероятной роскоши тронного зала Вакула произносит заветное желание…
Нижегородцы могут увидеть «Черевички» 28 и 29 декабря.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото предоставлено
пресс-службой театра оперы и балета.

Кстати

На сцене нижегородской оперы «Черевичкам» звучать не впервой. В 1938 году они стали вторым спектаклем репертуара (первым был «Евгений Онегин»).
Поставил его Марк Валентинов, а декорации создал знаменитый Анатолий Мазанов. Вторая постановка появилась в театре в 1951 году и, как и первая, пользовалась у зрителей большим успехом.

Следите за нашими новостями в удобном формате