У нас уже возникает такое явление в политической литературе, как ельциноведение. Читатели, я думаю, с удовольствием познакомились с биографией ЕБН, написанной Виталием Третьяковым. Об этой публикации в журнале "Политический класс" я уже рассказывал в одном из выпусков рубрики. А вот совсем недавно издательство "ОЛМА Медиа Групп" предложило читателям увесистый том (без малого 600 страниц!) - это политическая биография Б.Ельцина, уже написанная известным нашим журналистом и нашим же депутатом в Госдуме Александром Хинштейном.
Книга, а ее полное, точное название "Ельцин. Кремль. История болезни", в первую очередь поражает обстоятельностью.
В ней интереснейшие документальные приложения, все главы ее прочитал и откомментировал прямо в тексте книги Александр Коржаков, есть очень хорошее вступление лечащего врача ЕБН Владлена Вторушина, много впервые публикующихся снимков.
Но самое главное и самое важное то, что депутат Александр Хинштейн внимательно и скрупулезно, шаг за шагом разобрал, пожалуй, все ключевые моменты жизни, становления и деятельности последнего российского властителя XX века. В полноте привлеченного материала, в умении публицистически "активировать" его - большая привлекательность книги, и при всей разности отношений к журналисту Хинштейну его журналистская въедливость, настойчивость, темперамент будут в данном случае восприняты читателями только положительно. С выходом тома "Ельцин. Кремль. История болезни" в ельциноведении наступает перелом. Основные факты его свершений и достижений задокументированы и описаны в довольно жестком формате жизнеописания. От этого никуда не деться, остается только в очередной раз сверять случившееся с контекстами исторического времени, конфликтов и движущих сил истории.
Надо сказать, что Хинштейн, как и Третьяков, отчасти вписывают ЕБН в основном в контекст его характера, то, что как бы заложено природой, конкретных ситуаций, которые выпали на долю их героя, а у Александра Евсеевича наличествует даже медицинский подтекст его поведения. Все это интересно, может иметь место, но мне кажется не самым существенным.
Феномен ЕБН в том все-таки, что он плоть от плоти воспитанник, сын родной коммунистической партии, ее последний выдвиженец в руководящий и направляющий штаб, называвший себя ленинским ЦК. Вот это тоже никуда не денешь, как и то, что последний выдвиженец оказался таким enfant terrible, что сумел и в похоронах самой этой партии поучаствовать.
Надо сказать, что кризис комвласти предсказывал ее лидер - В.И.Ленин. Он прозорливо (а как не так?) отмечал: "На мой взгляд, есть три главных врага, которые стоят сейчас перед человеком, независимо от его ведомственной роли: Три главных врага, которые стоят перед ним, следующие: первый враг - коммунистическое чванство, второй - безграмотность, и третий - взятка". Не знаю, как насчет взятки, здесь все до поры до времени законспирировано, конечно. Хотя у Хинштейна есть в конце книги кое-какие интересные наблюдения и размышления на этот счет. Хотя только сравнение советских и российских лидеров XX века подталкивает к определенным выводам: Н.С.Хрущева "ушли" на пенсию, и была она назначена, кажется, в сумму 450 рублей в месяц, накоплений никаких, и жена первого коммуниста страны, по воспоминаниям близких, сокрушалась, как прожить на такие деньги. То ли дело у ЕБН.
А вот с коммунистическим чванством у героя биографии Хинштейна все в полнейшем порядке, это качество пронес он через всю свою жизнь как знамя. Перечитайте страницы, где описывается переезд ЕБН в Москву, на работу в ЦК. Сначала верному ленинцу показалась мала должность - заведующий отделом, потом не там поселили, не в том районе и доме, потом не та дача и так до бесконечности. Вопросы карьеры, собственного положения были для ЕБН ключевыми и основополагающими. И это не только подвижки характера, это аппаратная партийная школа, прилежным учеником которой стал прославленный борец со льготами.
По части же грамотности здесь уж, что называется, полные кранты. Как институтские знаменитости - волейболисты, футболисты, штангисты - заканчивали советские вузы, знаем, сами видели. Но дело даже не в этом. Из всех правителей страны в XX веке Борис Ельцин был самым неграмотным и невежественным.
Ленинский наказ: "Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память:" - ЕБН выполнить забыл, партокружение не требовало. Вы можете представить себе президента такой страны, как Россия, со сложной историей, с выдающейся, возрожденческой высоты литературой XIX века, не читающего книг. За весь его президентский марафон Александр Коржаков, по его же утверждениям, видел ЕБН читающим однажды. На отдыхе он изучал беспримерного писателя современности Чейза.
Еще ЕБН однажды признался тому же Коржакову, что прочитал всего Ленина, все 55 томов, и якобы дважды. Ну и что вы после этого хотите? "Единственная книга, которая на моей памяти ему очень понравилась, была подарена ему Хазановым: томик произведений какого-то классика. Откроешь, а внутри спрятана бутылка водки:" (А.Коржаков).
И спрашивается, человек, обладающий таким уровнем грамотности (невежества), таким воспитанием собственной мысли и находящийся на руководящих должностях партии (даже первый секретарь Свердловского обкома и член ЦК - немалая фигура), как мог ответить на вызов века и организовать перестройку экономики, ускорить научно-технический прогресс? Да никак. Все делалось горлом, кулаком, грубостью, на каждом пленуме Свердловского обкома дежурила группа врачей, которая обязательно оказывала кому- нибудь из партийцев экстренную помощь. ЕБН для начала в совершенстве овладел основными методами управления и партийной работы, которые в 60-е и 70-е оформились как единственное и несокрушимое достояние партаппарата.
Один из тех, кто беспрестанно тянул Ельцина в партэлиту, был секретарь ЦК Яков Рябов. Потом он написал нелестные воспоминания о своем подопечном. Хинштейн сокрушается: "Послушать его - уж такой Ельцин сякой: и характер тяжелый, и культуры не хватает, и с людьми груб, и карьерист до мозга костей. Одно только непонятно: зачем в таком случае тот же Рябов тащил его наверх просто-таки за уши?" Да уж что тут не понять? ЕБН был для партноменклатуры своим в доску. Других - по методам работы, по умению осмысливать происходящее, выдвигать идеи, собирать вокруг себя интеллектуальную энергию - партаппарат просто не воспитал, просто не терпел в своей среде. Партия уже была такой, что других в ее элите не числилось и подавно. А кого еще тянуть оставалось? Таким образом, партаппарат уготовил свою собственную смерть и катастрофу того, что условно называлось партией. И аз воздам.
Одно из любимых развлечений ЕБН в своем партийном кругу свердловского периода.
Горлышко двух бутылок водки в широко раскрытый рот и...
пить, сколько сумеешь. Это называлось "двухстволка". Господи, после такого даже о милом симпатяге Леониде Ильиче Брежневе затоскуешь.