Спасая от варваров

Спасая от варваров

"Охотники за сокровищами". США, Германия, 2013. Режиссер Джордж Клуни. В ролях: Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Билл Мюррей, Жан Дюжарден, Кейт Бланшетт.

Ценою жизни

В мае тридцать восьмого года Адольф Гитлер впервые попал в Рим и был, мягко говоря, впечатлен. Таким должен быть город, достойный столицы нового мира. Строить необходимо так, чтобы через тысячу лет от зданий остались величественные развалины, вызывающие благоговение. И, несомненно, в империи должны быть собраны все сокровища мировой культуры. Новым Римом будет Берлин, новой Флоренцией - Линц, его родина.
Поначалу в Линце планировали создать гигантский музей на основе собранной Гитлером личной коллекции, но замысел стал шире: город необходимо перестроить, создать музейные кварталы, мавзолей (понятно чей) и самый богатый в истории музей искусств - Музей фюрера.
Об этом Джордж Клуни снял фильм с участием замечательных актеров. О том, как "книжные черви", люди самых, казалось бы, мирных на свете профессий надевают военную форму и после краткого обучения в духе "Полицейской академии" идут сражаться за высшие культурные ценности. Музейщики спасают шедевры ценой жизни: потрясающая по своей силе метафора. Как тут не вспомнить, например, подвиг хранителей Исаакиевского собора: золоченые купола спрятаны под серой краской, ценности сложены в ящики, а по весне, сами едва стоящие на ногах, изможденные, женщины двигали мебель, вывешивали отсыревшие полотнища гобеленов на солнце и свежий воздух, в случае бомбежки спешно затаскивая драгоценное наследие под защиту стен собора…

Что еще делать в конце войны?

Согласно фильму, дело происходит летом 1944 года. Немцы догадываются о скором конце войны и массово вывозят награбленные произведения искусства в Германию либо просто уничтожают. Искусствоведческому спецназу от США предстоит отыскать ценности и остановить их вывоз, а также пресечь все попытки порчи и воровства в режиме онлайн. Ведь агрессивные немцы грозятся в случае проигрыша пустить в расход и скопление шедевров: после них хоть потоп! Плюс нужно постараться не дать возможности неотесанным, жадным русским пограбить награбленное в качестве компенсации. Все это - под свист пуль и прочие реалии военного времени. Интересно, конечно, отчего сия спасительная идея касаемо памятников искусства пришла не в начале войны (и соответственно грабежа), а именно тогда, когда в победе союзников никто уже не сомневался.
Это могло быть и величественно, и не без юмора, но вышло скучновато и с переизбытком пафоса.
А вопрос, что ценнее - жизнь или бессмертное произведение искусства, с легкостью решается в пользу последнего, ведь в отличие от Мадонны человечество имеет способность к воспроизводству.

Мария ФЕДОТОВА

Следите за нашими новостями в удобном формате