Дорога в глухомань

Дорога в глухомань

Дорога в глухомань по-прежнему экстремальна Даже сегодня во многие деревеньки и села зачастую можно добраться только пешком. В Чмутовской сельской администрации Павловского района таких немало, но отправились мы в деревню Пруды. Оттуда позвонила в редакцию пожилая женщина и позвала посмотреть, как живут люди в деревнях без дороги.
Пруды без воды Раньше до этой деревни от Чмутова, как уверяют сельчане, была вполне приличная дорога из бетонных плит. Сомнительное утверждение. Транспорт сюда постоянно ездил, четыре фермы действовали. Теперь добраться можно только, как на Крайнем Севере, по зимнику и то, если его снегом не заметет. А в дождливую погоду, что растянулась до третьей декады января, оставался один путь - пешком. Не меньше трех километров.
С горы спуститься проще, но как в гору поднимаются пожилые люди? Позже выяснилось, что этим маршрутом каждую среду ходит к своим пациентам фельдшер здравпункта Елена Жаркова. Есть еще "фирма", которая пока не бросает отдаленные населенные пункты, - наша почта. Корреспонденцию в деревни доставляет почтальон Евгения Агеева. Тоже пешком.
Римма Склянина в свое время десять лет каждый день с тяжелой почтовой сумкой ходила по местным тропкам. Найти ее дом не составило труда. В избе у Скляниных две комнаты и две печки. Единственное развлечение зимой - телевизор, и тот принимает передачи с помехами. Воду в Пруды носят с водокачки, расстояние до которой - с полкилометра.
Постоянно проживающих в деревне - восемь человек, правда брошенных домов нет. Летом их обживают дачники, тогда и с продуктами проще, их возят магазины из Ворсмы и Горбатова. А вот зимой с доставкой пропитания - горюшко. Опять добром вспомнишь родную почту, которая вместе с пенсией доставляет старикам чай, консервы, носки и даже постельное белье. О хлебе, сахаре, соли и муке каждый заботится сам. Римма Васильевна за продуктами ходит в Чмутово с рюкзаком и сумками наперевес. Причем в путь отправляются по нескольку человек. Лет всем по многу, упадешь - кто поднимет?
Наверное, самый лучший вариант - благоустроить отрезок бездорожья. Но надежда совсем мизерная - слишком много в Павловском районе деревень и даже городских улиц, где в распутицу не только проехать, пройти без резиновых сапог не удастся.
Есть другой вариант - вернуться к дедовскому способу передвижения, гужевому транспорту. Тем более что в соседней Погорелке на частном подворье есть две лошади. Заключить бы с хозяевами договор на доставку продуктов. Такой выход, например, нашли в Варежской сельской администрации и возят на телеге необходимые товары в деревню Максаково.
Не в столице квартиру, а в Чмутове Жили-были в деревне Сосновке муж да жена Коробовы и было у них три сына да две невестки. Раньше. Теперь в большом доме живет одна 81-летняя хозяйка. Маленькая, хрупкая. Сама печку топит, сама воду носит из колонки, стирает, убирает и все, что положено по хозяйству, делает. Схоронила и мужа, инвалида Великой Отечественной войны, и сыночков, и снох, которым жить бы да жить. Так случилось, что к Валентине Александровне мы пришли накануне ее дня рождения. Сидя за столом возле большой, почти остывшей печки, мы перебирали с хозяйкой старые документы, грамоты, наградные книжечки к медалям. Единственная обитающая рядом с нею живая душа - чернобелая кошка - терлась о наши ноги и выпрашивала ласку. Пенсия у Валентины Александровны - 2700 рублей в месяц. Машина дров стоит не меньше 2500. Чтобы расколоть их, надо нанять человека. Огород вспахать - тоже за плату. Внуки помогают, как могут, но они живут в Дзержинске, им самим бы встать на ноги. На предложение переехать на зиму в дом временного пребывания пенсионеров и инвалидов в селе Абабково Валентина Александровна отказалась. Согласна платить за помощь социального работника, но кто же в такую даль по бездорожью добираться к ней будет. Поэтому и мечтает Валентина Александровна о небольшой квартирке в Чмутове. "Неужели я за всю жизнь на нее не заработала?
- сокрушается она. - Хочу об этом просить главу района Виктора Васильевича Куренкова".
Доживем ли до "Зари"? Когда-то по реке ходил плавучий пассажирский транспорт, маломерные скоростные суда. Буквально к каждому ветхому причалу легко швартовалась "Заря", собирая на своем пути сельское население с корзинками и мешками. Возили селяне продукцию со своих садов-огородов и подворий в Дзержинск и Нижний Новгород. По воде от Чмутова до Дзержинска расстояние меньше, чем по трассе до Павлова. В период экономической неразберихи речной транспорт стал невыгодным, потихоньку вымер. Наверное, убыточным он будет и сегодня. Но только сначала. Восстанавливать его необходимо, возможно с поддержкой федерального бюджета. Ведь есть же социальные автобусы, трамваи, троллейбусы! Там, где кроме "водных" нет больше никаких дорог, жизненно необходим речной трамвайчик. Ведь до благоустроенных трасс в глухих деревушках, по всей видимости, очередь дойдет не скоро.
Елена ГОРГОЦ.

Следите за нашими новостями в удобном формате