За последние несколько недель на нашу редакцию обрушился шквал звонков - люди жалуются на то, что в аптеках снова пропали льготные лекарства. Звонят в основном сердечники и диабетики - то есть те, кому препараты жизненно необходимы. Куда и почему делись лекарства - мы попытались разобраться.
Позиция областной власти проста и понятна: слишком мало денег на дополнительное лекарственное обеспечение выделила Федерация, при этом аппетиты инвалидов растут. В 2006 году больные "съели" вдвое больше медикаментов, чем положено, - так, что нижегородский ФОМС вогнали в долги перед компанией-поставщиком на целый миллиард рублей! Результат - с нового года садимся на лекарственную диету.
Нижегородское правительство подготовило обращение в Москву. По предложению губернатора деньги на лекарства должны распределяться в регионах, а не в столице: нам-то виднее, в чем нуждаемся, а что на складах лежит, пока срок годности не истечет.
- В каждой поликлинике будет установлен киоск со льготными препаратами, и закупаться лекарства будут в соответствии с нуждами пациентов данного медицинского учреждения. Это удобно и медикам, и льготникам.
Также, если предложение будет поддержано, область получит возможность самостоятельно устанавливать надбавку на лекарства, и составит она, кстати, значительно меньше 34 росздравовских процентов, - говорит исполнительный директор Территориального фонда Нижегородской области ФМС РФ Елена Хлабутина. Кроме того, регионы смогут проводить конкурсы по выбору поставщика лекарств.
- Вообще то, что денег регионам постоянно не хватает - аксиома. Государство не бездонный карман, приходится экономить. Выделят деньги на амбулаторное лечение - хуже станут лечить в стационаре, - объясняет председатель обкома профсоюза медработников Людмила Лукичева.
Говоря о проблемах здравоохранения, и медики, и чиновники снова кивают в одну сторону - на пресловутый 122-й закон. Дело в том, что до монетизации существовал так называемый "страховой принцип", то есть когда здоровый платит за больного. Сложно ведь угадать, когда обострится то или иное заболевание: сегодня льготнику вообще не нужно лекарство, а завтра - потребуется препарат за 600 рублей. Закон "О монетизации", вступивший в силу с 2005 года, уравнял всех льготников: государство обозначило фиксированную стоимость льготы на лекарства - 350 рублей.
Не нравится система - забирайте деньги и покупайте сами. "Хорошо", - ответила часть льготников - и отказалась от соцпакета.
Но отказались-то в основном те, кто этой льготой и раньше не пользовался, или те, кому требуется минимум лекарств, притом недорогих. Диабетики, склеротики, онкобольные, люди с заболеваниями крови - те, кому медицинские препараты нужны ежедневно, отказаться от соцпакета не могут - необходимые им лекарства стоят в два-три раза больше компенсации в 350 рублей. Так что денег теперь в фонде стало меньше, а потребности тяжелобольных инвалидов остались прежними. Ну какая тут экономия? Во многих регионах уже давно зреют предложения об отмене "вредного" закона, озадачился вопросом даже Зурабов.
Из 122-го закона вытекает другая проблема - лечиться люди вдруг стали чаще. В правительстве подчеркивают: льготники относятся к дополнительному лекарственному обеспечению как к своему неотъемлемому праву - ну, не нужно ему сейчас это лекарство, а как не взять, если дают? Более того, те, кто от соцпакета отказался, перед этим постарались еще и впрок запастись. Вот и получилось, что вместо того, чтобы лечить нуждающихся, терапевты пополняли домашние аптечки льготников.
Все. Аттракцион неслыханной щедрости закрыт. Проверки обоснованности выписки рецептов идут по всей стране. С 2007 года ужесточился контроль за выпиской лекарств и в Нижегородской области. Варианты вроде "я лучше знаю, какие лекарства мне нужны" в поликлинике больше не пройдут. Врач обязан льготника выслушать, осмотреть и выписать ему необходимое лекарство в соответствии с четко регламентированными стандартами лечения. Кроме того, идет разговор и о том, чтобы ввести финансовую ответственность врача за каждый выписанный рецепт.
Пока, правда, никакой юридической ответственности врачей за выписку рецептов нет, сообщили нам в профсоюзе медработников.
Но, судя по всему, некоторые врачи уже задумались: звонившие нам льготники жаловались на то, что в поликлинике больше четырех, а кое-где и больше двух рецептов на человека в месяц не выписывают, а объясняют это указаниями свыше. В областном правительстве парировали: "Самодеятельность!" Во-первых, ни одного подобного нормативного акта правительством не принималось, так что, скорее всего, инициатива идет от руководства поликлиник. А во-вторых, правильно врачи делают: в принципе нельзя "пичкать" больного сразу пятью лекарствами, которые вообще-то между собой даже и не сочетаются - вот сейчас залечим человека дорогими препаратами, а потом будем еще и от такого лечения лечить! Остается добавить, что в конце прошлого года изменился список лекарств, поставляемых в область по системе ДЛО. Ставка теперь делается в основном на отечественные препараты: они, по словам Елены Хлабутиной, не только дешевле, но и качественнее импортных - хватит кормить заграницу, пора поднимать отечественный фармацевтический рынок! Что ж, будем надеяться, что под жестким контролем ФОМСа врачи станут выписывать то, что действительно эффективно подействует.
Вводимые изменения, надо думать, к лучшему: по идее, должно усилиться внимание к каждому пациенту. Но уж то, что выписано, извольте дать. А пока есть случай, что не отоваривают рецепты с жизненно важными лекарствами, например, инсулином.
Старики плачут - от страха, от безысходности, но в основном от обиды: как же так, все здоровье отдали государству, а в итоге что получили? 350 рублей абсолютного безразличия. Действительно, как же так?
Анна ШУВЕРОВА.
Мнения
Ирина ПЕРЕСЛЕГИНА, 1-й зам. директора департаментаздравоохранения Нижегородской области:
- Мы не можем обеспечить в достаточном количестве всех граждан, которые имеют данную льготу, и основная причина здесь состоит в том, что нарушен страховой принцип лекарственного обеспечения.
Елена ХЛАБУТИНА, исполнительный директор Территориального фонда Нижегородской области ФМС РФ:
- Были случаи, когда лекарство выписывалось не в соответствии со стандартом. Одним из способов борьбы с этим является ужесточение контроля за выпиской рецептов. Систему выписки лекарств нужно приводить в порядок. Кстати, наши средства ничем не хуже - они даже качественнее.
Галина ПРОКОФЬЕВА, 74 года, инвалид 2-й группы, ишемическая болезнь сердца, гипертония:
- В моей поликлинике поставили аптечный киоск, стало лучше: нам выписывали лекарства от того, что у нас болит, не надо было никуда бегать.
В данный момент заболевание осталось все то же, но лекарства теперь дают другие. Тех, импортных, уже нет, и все перешли на российские.
Причем в январе мне выписали всего два рецепта. А мне нужно пять: два сердечных, мочегонное, снижающее давление и разжижающее кровь! В прошлом году в октябре у меня случился гипертонический криз - это очень близко от инсульта. Теперь мне особенно нужны "Беталок", он стоит 300 рублей, но уже второй месяц его не дают, потому что исключили из списка. А его заменитель - "Метокард" - не знаю, поможет ли. Вместо разжижающего кровь "Карди АСКа" предложили пить: аспирин, но ведь аспирин травит желудок! В общем, дали мне в этом месяце только мочегонное и от давления. А от сердца - ни-че-го.
Врач мне сказала: "Ничего не могу сделать. У нас было совещание, и нам приказали больше двух рецептов в месяц не выписывать".
Любовь АРТЕМОВА, инвалид 2-й группы, сахарный диабет:
- Я стою в очереди с 6 февраля. Мне нужен протофан, этот препарат стоит более полутора тысяч рублей.
Купить его на свою пенсию в 1900 рублей я не в состоянии. В аптеке на вопрос, когда в область поступит это лекарство, только развели руками. А без протофана я не могу - когда я начала принимать другое лекарство, которое мне прописали, мне стало очень плохо. При этом с рецептом меня отправили именно в 123-ю аптеку, разве я не могу получить препарат в другой аптеке?
От редакции.
В "Биотеке" нам так и не объяснили, почему этот препарат не поступил в область, зато сообщили, что в льготном списке есть его более дешевый аналог. "Пусть обратится к врачу, чтобы переписали рецепт", - заключили в компании.
Что же касается аптеки, то в областном департаменте здравоохранения нам ответили, что сейчас планируется все льготные аптеки разделить по 5 видам препаратов, то есть каждая аптека будет отпускать определенную категорию медикаментов: общие, диабетические, препараты для лечения гемофилии, психиатрических и онкологических заболеваний. Таким образом, происходит узкая специализация аптек и аптечных пунктов.
Статистика
По данным на 1 февраля 2007 года, в Нижегородской области проживает 458 827 федеральных льготников. 277 049 из них отказались от лекарств. В основном это люди с нетяжелой формой болезни и те, кто лечится дешевыми препаратами.
181 778 человек - это тяжелобольные (диабетики, сердечники, онкологические больные и т.д.), которым без дорогих лекарств просто не обойтись, - оставили за собой право на соцпакет.
Вместо резюме
Что делать? Самое главное - и об этом говорят все специалисты - нужно увеличивать финансирование системы ДЛО. Кстати, сейчас в Госдуме находится законопроект, по которому регионам должны выделить дополнительные 16 миллиардов рублей, но так ли это много на все регионы?
Кроме того, губернатор Валерий Шанцев предлагает передать полномочия по закупке и распределению лекарств регионам.
- Еще один из наших собеседников озвучил предложение выделить тяжело больных инвалидов в отдельную категорию и для них определить большую сумму соцпакета. Можно вовсе отменить пресловутый 122-й закон "О монетизации льгот", вернувшись к "страховому принципу" медицины. Ну и, наконец, с 2007 года ужесточается контроль за выпиской лекарств, и, возможно, в ближайшее время будет введена финансовая ответственность врачей за каждый выписанный ими рецепт.
Если же у вас есть особое мнение по лекарственному вопросу или вы готовы предложить свой вариант решения проблемы - пишите нам. Редакция ждет мнений и предложений читателей.
Информация к размышлению
Сейчас весь социальный пакет "стоит" порядка 475 рублей. Это дополнительное лекарственное обеспечение, лечение в санатории и стоимость проезда до него. Отказавшись только от бесплатных лекарств, льготник получает на руки 378 рублей. А теперь давайте считать: умножив количество людей, отказавшихся от лекарств, на стоимость компенсации, получаем более ста миллионов рублей, которые "выходят" из финансирования системы ДЛО. Учитывая, что средняя стоимость одного рецепта почти 600 рублей, несложно подсчитать количество лекарств, которые можно было бы закупить на эти "потерянные" деньги: это примерно 180 тысяч дорогих препаратов. Другими словами, по одному дорогому препарату на каждого нуждающегося льготника. В 2006 году на ДЛО Нижегородская область получила 1 миллиард 770 миллионов рублей. В 2007 году - всего 756 миллионов рублей. Долг ФОМС перед "Биотеком" составил 1 миллиард 14 миллионов рублей.
Ежемесячная квота, определенная для Нижегородской области, составляет около 65 миллионов рублей, 24 их них уходят на компенсацию тем, кто отказался от соцпакета.
Оставшийся 41 миллион рублей делится на 181 тысячу льготников из расчета 229 рублей в месяц, тогда как федеральный закон, мы помним, предусматривает 378 рублей.