После такого кино руки и ноги сами укладываются в боевой ритм.
Хочется четкости, быстроты и решительности. Говоришь отрывисто и резко, увязываешь окружающее в системные блоки и выстраиваешь алгоритмы грядущего с холодным огоньком фатализма. Третья часть кассового шпионского боевика "Миссия невыполнима" накрыла мир белозубой улыбкой Тома Круза и очередной угрозой исчезновения всего живого.
В прологе мы наблюдаем за тем, как на глазах суперагента Итана Ханта убивают его жену (да-да!), требуя от нашего героя выдать тайну какой-то "заячьей лапки" (или кроличьей?). Далее следует продолжительный - длиной почти во весь фильм - флэш-бэк, волнующей занозой продвигающийся по зрительским венам к роковому началу-концу. Одна боевая операция сменяет другую, команда Ханта движется в унисон, мастерски повторяя заранее прочерченные в уме линии гениально спланированной конструкции. Естественно, злодеи тоже не удоды в камышах, посему и у хантовской дружины случаются локальные неудачи. В целом к финалу все устаканится (лапы прочь от "лапки", любовь не убьешь), но об этом все и так знали заранее.
Составляющие успеха шпионских боевиков давно прописаны в учебниках: ершистая и технологически завораживающая борьба со злом во имя спасения мира, гламурная романтическая линия, свободное перемещение персонажей по экзотическим местам. Итан Хант, не скрываясь, наследует Джеймсу Бонду. Правда, в отличие от Бонда Хант хоть и так же насквозь мифологичен, но не столь ироничен. Он, например, жаждет покоя, тоскует о простой человеческой жизни. Но слабость в боевике на то и слабость, чтобы перековывать ее в силу. Любовь к обыкновенной нешпионской женщине заставляет героя быстрее бегать, так как, прости, парень, но твою девушку уже украли. Мы, зрители, бежим рядом. И экшн в трюках и спецэффектах сопровождает всех нас, меняя картинки в ритме легкоатлетической стометровки.
Главная эстетическая составляющая фильма - скорость и слаженность проведения сложных операций. Современный запутанный и противоречивый мир (в том числе в техническом плане) вдруг поддается исчислению и планированию, причем с позитивным исходом. Энергией профессионализма зрителя втягивают в гонку с преодолением препятствий, но, чтобы совсем не загнать, ему периодически дают отдых на территории небольших лирических и житейских пауз. Хант притворяется занудным клерком, любовь-морковь и так далее. Это даже не разбег перед прыжком, а только настрой перед разбегом.
Есть минус - сам Круз, весь в глянце, но порядком изжеванный термитами, с неоднозначной репутацией, с годами наросшим отрицательным обаянием и невыносимо фальшивый в лирических сценах. Впрочем, какая тут лирика, как и психологизм тоже. Боевик есть физиологическая функция плюс пропаганда общечеловеческих ценностей. Персонажи вокруг делятся на стабилизаторов и дестабилизаторов мира. Между ними мирная прокладка - дама сердца главного героя, девушка симпатичная, домашняя, без выпирающих в стратосферу особенностей. Из команды Ханта выделяется персонаж Винга Реймса - старый партнер, дружбан, дядька с боцманскими шуточками. Заклеймим его корявым словосочетанием "надежный тыл дружбы". Сверху сияет кинохаризма начальника с ликом Фишберна - Морфеуса из "Матрицы". Фронт, как и положено, оснащен злодеем, роли которых часто достаются хорошим драматическим артистам вроде Гэри Олдмена или Кристофера Уокена. Филип Сеймур Хоффман также хорош - отталкивающая, психопатологическая внешность, нацистский изгиб губ, холодная порочность альбиноса. Играть ему особо не надо, но зато все свои фишки он отрабатывает с шиком. Ну и, наконец, предатель виден за версту по чистенькой хитрой мордочке.
А результат таков: и волки сыты (ушастая лапка у наших, мир спасен), и овцы целы (любимая выжила и, подержавшись за горячую рукоять пистолета, "поняла" Ханта до гробовой доски). Мачо тоже женятся. Миссия перевыполнена.
Павел ТИМОШИНОВ.