Говорят, наши северные соседи не любят русских. Не могут забыть русско-финской войны. Зато, по замечанию директора областного "Киновидеообъединения" Павла Милославского, у нижегородских зрителей умение смотреть финское кино развито хорошо.
Еще бы, ежегодно, а то и по два раза в год в Нижнем Новгороде показывают фильмы, снятые в самой близкой к России скандинавской стране. До сих пор фестивали финского кино происходили в кинотеатре "Орленок" и собирали немало заинтересованного народа. Переместившись на новую площадку - в киноцентр, фестиваль недосчитался многих своих поклонников. Зрителей было до обидного мало. При том, что, как высказался тот же Павел Милославский, финский кинематограф сегодня - самый качественный и мощно развивающийся в Европе.
- Надеюсь, по представленным на фестивале фильмам о Финляндии сложится впечатление как о стране, где живут обычные люди, с такими же чувствами, мыслями и проблемами, как у всех, - сказала советник по вопросам культуры финского посольства в Москве Черстин Кронвалл на открытии программы.
Действительно, специалисты говорят, что современное финское кино
- это неспешный рассказ о простом человеке, снятый в жанре семейной драмы или даже мелодрамы и полный спокойного оптимизма. Все это относится к двум из трех представленных в Нижнем фильмов
- "Моей лучшей маме" Клауса Хярё и "Теням счастья" Клааса Олссона. А вот самая титулованная фестивальная лента - "Вечная мерзлота" Аку Лоухимиеса, собравшая множество как национальных, так и международных премий (на ее счету даже Приз Шведской Церкви), из этого ряда здорово выбивалась.
Реверанс России: фильм снят по мотивам повести Льва Толстого
"Фальшивый купон". Сюжет закручивается в современной Финляндии,
но в нем есть место русскому классику. Учитель литературы
объясняет молодежи, что герои Толстого навязывают друг другу свой
внутренний ад. В следующем кадре учителя увольняют из школы, поскольку информатика важнее литературы, и круги ада начинают закручиваться. Тот выгоняет из дома сына, у сына не клеится ни с девушками, ни с деньгами, он подделывает пятисотенную евро-купюру, а она заводит зрителя в мир других безработных, пьющих, скучающих, завидующих и мстящих. Один, например, сам с собой ведет деловые переговоры за кружкой пива. Другой безуспешно пытается продать кому-нибудь пылесос.
Зло так заразительно, а зигзаги неудачников вычерчиваются так стремительно, что фильм неожиданно и закономерно сворачивает от забавных сцен быта к кровавой драме. И никому не нужный пылесос в руках никому не нужного человека становится орудием убийства. Вырваться из порочного круга силовым методом не выходит: попытка юных робин гудов взломать компьютерную сеть, чтобы "взять все и поделить" между бедными, заканчивается окончательной трагедией. Общество, где информатика теснит литературу, а людей единит лишь использование одного шампуня, не может предложить ничего лучшего, чем транквилизаторы и сеансы у психиатра. Картина длится около двух с половиной часов, а могла бы и до бесконечности. Ведь мир, где нет места раскаянию и прощению, обречен погружаться во мрак, которому нет конца. Хотел того режиссер или не хотел, он снял кино именно об этом.
***
Знакомство нижегородцев с финской культурой продолжится осенью. Предполагается проведение русско-финских концертов и выставок. Что же до кино, то можно ждать приезда в Нижний Новгород главного режиссера Финляндии Аки Каурисмяки с новой картиной.
Ольга ГОРНОВА.