Об идиотизме провинциальной жизни столько уже сказано и написано.
В одном рассказе Леонида Андреева затюканного чиновнишку из провинциального городишки никто не замечал и в упор не видел. Другие чиновники регулярно хвастались друг перед другом, кто приглашением в богатый дом, кто обедом с самим начальником, кто видами на брак с таким приданым, что никому мало не покажется. А затюканному бедолаге только и оставалось изображать статиста, пока однажды в наступившей тишине он вдруг ни ляпнул: "А мне нравятся негритянки, в них есть нечто экзотическое". И понеслось.
Бедолага в миг превратился в знаменитость. Его с таким признаниемфразой стали приглашать в лучшие дома, его стали замечать начальники, чин следовал ему. Город стоял на ушах, когда в тамошнем захолустье объявилась заезжая цирковая труппа, в составе которой оказалась негритянка еще не совсем пожилого возраста. Чиновнику пришлось соответствовать, и, убаюкав на руках собственного ребенка асфальтового цвета, он не забывал появляться среди сливок провинциального общества, чтобы напомнить о себе: "А мне нравятся негритянки..." И вот пришел смертный час, чиновник оказался на одре, а к нему поспешил священник. Поспешил святой отец не без задней мысли: наконец-то он услышит правду об истинных пристрастиях и жизненных приоритетах местной знаменитости. Но у священника глаза на лоб полезли. Холодеющими губами бедолага отчитывался на смертном одре: "Нравятся негритянки, в них есть нечто..." Минула уже сотня лет, а провинциальная психология как была, так и осталась таковой. И что только не делают провинциальные обитатели и обыватели, лишь бы их заметили, приветили, поаплодировали, приласкали. Дружественная нам Эстония, помнится, и в первой половине прошлого века, да и в нынешние времена всегда была и остается задворками Европы, и натовский шлем, который с таким энтузиазмом примеривают на себя в этой стране, вряд ли поможет ей выбраться из провинциальной тины.
А уж как стараются некоторые, даже VIP-персоны, сказать нечто, выдать такое, чтобы понеслось. Вот не так давно президент Эстонии господин Ильвес раскрыл тайный смысл недавней истории: Вторая мировая война - борьба двух шаек, нацистской и советской (это дословно). Во всех мировых центрах - науки, истории, политики - должны содрогнуться от этих слов, потому что в этом есть нечто по-настоящему экзотическое. Что там хотя бы выводы Нюрнбергского процесса, наплевать на их многопудную словесную слизь, в Эстонии знают, кто с кем и за что воевал в Европе 60 с лишним лет тому назад. Правда, есть некоторые странности. К одной из банд - нацистской - примкнуло не так уж и мало эстонцев, и вместе с зондеркомандами СС они перестреляли не сотни, а гораздо больше мирных жителей Псковской области. Пособники бандитов тоже бандюги. Но отчего же вдруг именно они стали так почитаемы властями нынешних Эстонии и Латвии? Логики никакой искать не нужно. Я так думаю, это обычный провинциальный синдром (заметьте, я не пишу, чтобы избежать осложнения дипломатических отношений, - идиотизм). Ну кто в современном мире мог вспомнить и обратить внимание на господина Ильвеса? А вот если сказать что-нибудь экзотическое да еще по Си-би-си, то, глядишь, и на какой-нибудь захудалый саммит позовут господа из какой-нибудь шайки новых друзей. Как трактует ход мировой истории нынешний эстонский президент, всегда найдутся шайки-лейки, к которым может присоединиться свободолюбивая страна. На языке дипломатов это называется "делегирование полномочий". В нынешнем мире только одна страна - США - их не делегирует никому. Свобода остальных, особенно существующих на мировых задворках, это понятие, в котором есть, конечно, нечто экзотическое. Да Бог с ним, с господином Ильвесом и всем прибалтийским политическим мороком. Я ведь для них бандит и оккупант. Сознаюсь, очень люблю Таллин, это один из моих любимых городов мира. Здесь я любил бывать и даже находил друзей. Согласно своей "оккупантской" психологии я действительно кое-что вывез из этой страны. Декларирую, чтобы помощники господина Ильвеса могли обратиться в случае чего в международный суд в Гааге. Итак, прежде всего - несколько книжек одного из моих любимых исторических романистов Яана Кросса (его же публикации в журнале "Дружба народов"), конечно же, "Ледовую книгу" Ю.Смуула (потому что для журналистского путешествия совсем неплохо, Ленинская премия здесь ни при чем), сборничек пьес Раннета. Хранится у меня еще письмо Каарела Ирда, большого умницы, создавшего необычный театр в Тарту. Были еще книги Энна Ветемаа, но, после того как в начале перестройки я познакомился с высказываниями этого господина о переосмысленной им, бывшим членом КПСС, истории (в какие только шайки не забрасывала судьба свободолюбивых эстонцев!), от книг этого автора пришлось срочно освободиться. Не люблю перевертышей - с человеческого на "нечто экзотическое". Вот и все. Правда, сознаюсь, из каждой поездки в Таллин и Тарту я привозил бутылочку "Вина Таллина". Так я грабил и попирал свободолюбивую Эстонию и эстонцев.
В первый же раз, когда я услышал Каарела Ирда, он произнес очень важные слова. Он сказал, что перед войной, после того как Эстония вошла в состав СССР, он собрал своих артистов (был у него такой полусамодеятельный коллектив) и попросил их задуматься вот о чем. Теперь, говорил К.Ирд, наша родина не только маленький клочок прибалтийской земли, а огромная страна - от Балтики до Тихого океана. Только не надо безумствовать и витийстовать, господа, привыкшие к чему-то экзотическому. В послевоенные годы миллионы людей, а через русский язык и тысячи людей везде в мире, узнали эстонских поэтов, прозаиков, драматургов, их книги издавались заоблачными тиражами. Узнали с помощью эстонских писателей об Эстонии, нации, характерах людей, земле, взрастившей этот народ. Эстония на десятилетия перестала быть провинцией, ее культура, слово доходили до людей шестой части мира или, во всяком случае, были абсолютно доступны для них.
А что теперь? Кто видел последние эстонские кинофильмы? Да и существуют ли ныне такие? Кто читал эстонских поэтов? Да и знают ли их даже у себя на родине? Кто раскрывает поэзию эстонского национального характера нынешним поколениям людей? По-моему, только газетные рубрики, где печатались анекдоты про горячих и неторопливых эстонских парней. И все? Свободная и независимая страна, запустившая в мир за последние пятнадцать лет сотню анекдотов о себе и политиках, у которых всегда есть в запасе нечто экзотическое. Здорово же мы "оккупировали" Эстонию, так, что она худо-бедно была открыта для культурного диалога и могла не только заявлять о себе экзотическими соображениями об участниках мировой войны, но и продемонстрировать миру лучшие качества своего народа. "Beati possidentess", - говорили в древнем Риме.
"Счастливы обладающие". В России это можно и по-другому перевести: на нет и суда нет.
Провинциальная жизнь должна чем-то заполняться: фобиями, маниями преследования, поисками несуществующих врагов, страхами, желаниями известить честной мир, что вот есть, живут такие Добчинский, Бобчинский и компания. Поразительно, как испугались некоторые свободные прибалтийские граждане памятников русским и советским солдатам. "Социум - это машина, творящая богов", - сказал один знаменитый европеец XX века. Ныне машину запускают на новый лад. Прибалтийская экзотика только с виду безобидна. На самом деле идет настрой сознания граждан Балтии, вернее погружение его во мрак дикой провинциальности. Приехали.
Сормовский паренек Женя Никонов, советский матрос, разведчик, под Таллином принял от фашистов мученическую и героическую смерть. Ему был поставлен, по-моему, неподалеку от знаменитого Певческого поля памятник. Теперь он уже годы валяется где-то среди хлама и мусора на какой-то заводской территории. Бронзовый солдат в центре Таллина - просто следующий объект в "расчистке" сознания прибалтов. И вот я думаю, господа "оккупанты", россияне, дорогие нижегородцы, потомки Минина и Пожарского, ну неужели за ценой мы постоим? Давайте скинемся и выкупим памятник, привезем его к нам, на Волгу. Здесь Жене будет хорошо. Мертвые срама не имут. Но даже мертвые не могут дышать воздухом ненависти. Пусть они там и дальше развивают свое нечто экзотическое.