Из музыканта артист перевоплотится в следователя-маньяка и осядет в Нижнем
Всего через полтора месяца после столичной премьеры спектакль "Контрабас" с Константином Хабенским в главной и единственной роли увидели нижегородцы: в зале оперного театра аншлаг, среди зрителей - немало VIP-персон.
Комплекс Сальери
На сцене МХТ имени Чехова трагифарс по одноименной повести Патрика Зюскинда поставил молодой режиссер Глеб Черепанов. Хабенский выходит на сцену в гордом одиночестве: сгорбленный, комичный в своей неуклюжести, напоминающий клоуна на манеже. На нем фрак явно с чужого плеча, широкие короткие штаны, на ногах салатового цвета носки и ботинки без шнурков.
Необычная сценография: стены, обитые матрасами, стол с граммофоном, холодильник, огромный шкаф и мусоропровод. В этом неуютном жилище герой Хабенского мечется со смычком от предмета к предмету, и каждый предмет начинает этим смычком "пилить": ручку холодильника, металлическую лестницу-стремянку, крышку мусоропровода, выстукивает мелодию на бутылках, теребит струны, натянутые на спинке стула…
В своих монологах музыкант-отшельник переходит от безумства и сарказма к исповеди, размышляя о своей неудавшейся жизни (мечте о карьере скрипача не суждено было осуществиться) и о неразделенной любви к молодой оперной певице.
Судьба одинокого контрабасиста-неудачника с комплексом Сальери, блестяще рассказанная и показанная Константином Хабенским, требует от зрителя сопереживания и размышлений. Например, о финале: он без хэппи-энда, не такой, как в повести Зюскинда. Музыкант приковывает себя наручниками к ненавистному контрабасу, чтобы выброситься в огромное окно многоэтажного дома со словами: "Завтра об этом напечатают все газеты".
Сыграть такую роль - подарок для каждого актера. По крайней мере, так утверждал сам Константин Хабенский, когда корреспондент "НН" беседовал с ним.
Спрятавшийся герой
- Константин Юрьевич, у вас, кажется, уже был опыт работы над моноспектаклем?
- Да, ровно восемь лет назад прочитал повесть писателя-петербуржца Андрея Геласимова "Жажда". Эта проза - исповедь целого поколения наших ребят, прошедших первую чеченскую войну и пытающихся разобраться, как жить дальше. Героя повести со стойкой обидой на жизнь, отгородившегося от всего, что происходит за окном, исцеляет любовь, поиски пропавшего товарища, вытащившего его и двух друзей из горящего БТРа, и понимание того, что он еще нужен этому миру.
- В отличие от вашего сегодняшнего персонажа…
- Это совсем другая история: она о гибели таланта. Человек, занимаясь не своим делом, теряет себя. Музыкант государственного оркестра бесконечно одинок, контрабас заменил ему весь внешний мир, от которого мой герой спрятался в замкнутом пространстве своей комнаты.
- Где вы так профессионально научились играть на контрабасе?
- Освоить инструмент мне помог один из музыкантов оркестра Юрия Башмета: с этим коллективом я давно дружу.
- За несколько лет вы стали триумфатором различных театральных и кинопремий…
- Отношусь к этому очень спокойно. Один мой коллега заметил: "Рассуждать по поводу премии - это одно, а получать ее - это совсем другое". И я с ним согласен.
- Говорят, скоро вы станете нижегородцем.
- Поселюсь в Нижнем Новгороде, пока идут съемки сериала "Метод". В этом фильме у меня роль следователя-маньяка, а интрига заключается в том, что он вычисляет преступников с такими же, как и у себя, наклонностями.
Владимир ШЛЫКОВ. Фото efir24.tv.
Автор благодарит концертное агентство "Ледаро" за предоставленную возможность эксклюзивного интервью.