Последние годы страну буквально лихорадит от различного рода реформ, новаций и прочих ветров перемен, способных якобы облегчить нашу с вами жизнь. На деле это происходит далеко не всегда, а вот проблем порой добавляется. То же самое можно сказать и о российском футболе, который с 2010 года не перестает поражать абсурдностью принятия решений. Все мы помним героическое пришествие к власти игры №1 Сергея Фурсенко, родного брата тогдашнего министра образования Андрея Фурсенко, наломавшего немало дров в футболе. И вот, стоило только власти смениться, как наш самый любимый вид спорта ждут очередные перемены.
Затянут пояса?
Несколько дней назад состоялся Исполком РФС, на котором был поднят и обсужден целый ряд вопросов. Кстати, с недавних пор в его состав входит президент Межрегионального футбольного союза "Приволжье", президент Федерации футбола Нижегородской области и лучший бомбардир за всю историю горьковского футбола Владимир Афанасьев.
Одной из наиболее острых была тема введения потолка зарплат в российском футболе и ужесточения лимита на легионеров. Что касается ФНЛ, то тут уже была озвучена максимальная зарплатная планка на одного члена команды - 300 тысяч рублей в месяц. А для премьер-лиги законопроект еще только готовится. Однако если потолок дохода в подэлитном дивизионе обсуждался на уровне Исполкома, то по поводу высшего дивизиона подключилась и Госдума. Инициировалась идея на самом высоком уровне. Владимир Путин на заседании совета при президенте по развитию физкультуры и спорта в пух и прах раскритиковал современный подход к комплектованию клубов. "Повальная практика привлечения легионеров и зарубежных тренеров в российские клубы неубедительна, а существующий порядок комплектования клубов не учитывает интересы национальных сборных, не нацелен на решение общих стратегических задач", - заявил глава государства. Логика ясна и понятна: чем меньше иностранцев играет в России, тем больше шансов будет предоставлено молодым игрокам. А для того, чтобы российский паспорт не стал аргументом для завышенных финансовых аппетитов, как это делается сейчас, то и было предложено ввести ограничение дохода.
Однако не все футбольные люди восприняли идею урезания жалованья с энтузиазмом. Так, например, президент футбольного ЦСКА Евгений Гинер заявил: "Потолок зарплат у нас ни в ФНЛ, ни в РФПЛ невозможен. Это самообман, - сказал Гинер. - Есть финансовый фэйр-плей от УЕФА, и нужно ему следовать. Сколько зарабатываешь, столько и нужно тратить". И в этих словах логика, безусловно, присутствует. Вот только многие ли российские клубы могут похвастаться положительным балансом? Тот же ЦСКА, как бы ни заявлял Гинер о прибыльности клуба, по сведениям из достоверных источников, положительного баланса не имеет. Чего уж говорить о нижегородской "Волге", погрязшей в долгах, хоть и потихоньку из них выбирающейся.
Подсчитать убыточность российских клубов немудрено. При средней зарплате игрока в один миллион евро за год и, опять же, средней заполняемости трибун на четверть довольно сложно уйти в плюс. Некоторые коврижки в клубную казну привносит продажа прав на телетрансляции. Но по сравнению с теми же европейскими чемпионатами эти суммы ничтожно малы. Основным источником доходов клубов в России, таким образом, является спонсорская поддержка.
Один из самых высокооплачиваемых футболистов в нашем футболе - немец Кевин Кураньи, выступающий за московское "Динамо". Фактурный форвард имеет оклад 6 миллионов евро в год, и это без учета премиальных. Средняя цена билета на игры с участием московской команды - 20 евро. А средняя посещаемость домашних матчей "Динамо" - 8000 человек. Итого, за одну игру клуб выручает 160 000 евро. В сезоне РФПЛ 15 домашних поединков. Отсюда получаем, что за один игровой год на болельщиках клуб не зарабатывает и половины оклада Кураньи! А если еще вычесть аренду стадиона и прибавить премиальные, то сумма получается и вовсе смехотворной.
Кормят семерых
В Европе в этом плане все намного лучше. Болельщики там формируют 15 - 20 процентов клубной казны. Для примера возьмем средненький клуб "Тоттэнхем" из Лондона. Зарплата одного из лидера атак Джермейна Дефо составляет 4 миллиона евро в год. Средняя стоимость билета на домашнюю игру - 40 фунтов стерлингов (примерно 50 евро), а заполняемость трибун - 30 тысяч человек. Перемножаем все на 19 домашних поединков и получаем фантастическую по меркам российской реалии сумму - 28 миллионов, 500 тысяч евро! Примерно четвертая часть бюджета. Таким образом, болельщики обеспечивают доход семерым игрокам команды.
Теперь что касается самого зарплатного лимита. Это решение явно отдает популизмом. Ведь так называемый "черный нал" хоть де-юре и запрещен, но де-факто доказать его наличие очень сложно. Никто не вправе запретить руководителям клубов дарить дорогие подарки игрокам. Или "насыпать" в конвертах за положительный исход матча. Иными словами, в этом решении пока больше вопросов, чем ответов. Но тенденция, безусловно, нужная. Возможно, в скором времени этот лимит обрастет такой нормативной базой, которую обойти будет невозможно. И зарплатная гонка уступит место именно спортивной борьбе.
Все на круги своя
Еще одним довольно занятным вопросом, поднятым на Исполкоме РФС, был вопрос возвращения чемпионата к прежней схеме проведения. Таким образом, абсолютно не оправдавшая себя система "осень - весна", скорее всего, будет заменена на более привычную всем "весна - осень". Хотя и эту идею не все поддержали. Так, например, глава Российской футбольной премьер-лиги Сергей Прядкин уже прокомментировал данный вопрос следующим образом: "Что касается возвращения на систему "весна - осень", то здесь позиция лиги консолидирована - мы против. Смысла шарахаться туда-сюда нет, очередной переход никакой пользы не даст".
Конечно, данные кардинальные меры сиюминутно на пользу футболу, как и любые глобальные реформы, не пойдут. Но если следовать сухой статистике, то мы увидим: при прошлой системе проведения чемпионата наша страна завоевала три клубных европейских трофея и бронзовые медали чемпионата Европы. При системе же нынешней лишь один раз удалось выйти из группы в Лиге Европы, зато мы провалились на чемпионате Европы - 2012 и потеряли целую тучу профессиональных команд. Казалось бы, при чем здесь расформирование клубов и система "осень - весна"? Все просто. Допустим, контракт с игроком заключается на сезон. То есть получается, что зарплату платить приходится даже тогда, когда команда не играет. А это по нынешним меркам четыре месяца в году. Получается, что деньги уходят, по сути, в никуда. Руководство клубов вынуждено треть зарплатного годового бюджета перечислять работнику, который в принципе не работает. Это вынуждает существенно увеличить клубный бюджет. А если команда не является любимцем местных властей, то это заставляет влезать в долги, что чревато запретом на регистрацию новых игроков и подачей иска о банкротстве.
Пока же ясно лишь одно: со всеми этими реформами будет довольно интересно посмотреть на наш футбол годика так через два. Вот только реформы все эти простому болельщику поднадоели. В награды и призы они не выливаются.
Рафаэль МОРАЛЕС.