"Венера в мехах". Франция, Польша, 2013. Режиссер Роман Полански. В ролях: Эмманюэль Сенье, Матье Амальрик.
Одно из самых известных сочинений Леопольда фон Захер-Мазоха "Венера в мехах" знает немало постановок и экранизаций. У Полански вышла камерная мелодрама "на двоих".
Двое в данном случае - пара отличных актеров, "сыгравшихся" пять лет назад еще в одной драме, "Скафандр и бабочка". Очевидно, что они понимают друг друга с полуслова, и это очень важно, когда жизнь и игра неуловимо переходят друг в друга, и восхитительное ощущение "все понарошку, но всерьез" дает чувство вседозволенности. Сцена позволяет воплотить в жизнь любые игры, но насколько сильно игра может захватить участников и во что это выльется - большой вопрос.
Отношения режиссера и актрисы, Северина и Ванды, мужчины и женщины многоплановы. Но в любом случае это - борьба без правил, и побеждает в ней сильнейший, то есть женщина.
Многие картины Полански погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои подвергаются насилию и нисходят в безумие, события видятся словно через фильтр нездорового сознания, а концовки символичны и многозначительны. Вспомним "Ребенка Розмари", "Горькую луну"; в последнем, кстати, также блеснула Эмманюэль Сенье, жена и муза Полански, в сходном амплуа.
Она очень сильна, умна и изворотлива, многолика и бессердечна - эта Венера-Афродита, Ванда, актриса и богиня. Режиссер - латентный мазохист, неосмотрительно взявшийся за "Венеру в мехах" и еще более неосмотрительно начавший игру с богиней, будет прикормлен, обнадежен и невыносимо унижен. Фильм отнюдь не придерживается книги в точности, но аллюзии на первоисточник сопровождают все действие, и любителям многослойных забав будет чему порадоваться на протяжении этого во всех отношениях захватывающего фильма, наполненного превосходной игрой, эротической энергетикой и умно, тонко, интеллектуально выстроенного. Да и режиссерское послание читается предельно ясно: поистине, самое рискованное и опасное занятие - отдавать себя во власть женщины.
Мария ФЕДОТОВА.