А коп прощения не попросил...

А коп прощения не попросил...

Способность признать свою ошибку и извиниться, как известно, черта сильного. Однако многие согласятся, что представители власти довольно редко извиняются за свои оплошности. И вот сотрудников полиции обязывают это делать в приказном порядке.

     Учет - дело тонкое

О том, что вышел соответствующий приказ, разъясняющий полицейским, каким образом они должны приносить извинения гражданам, права которых они нарушили, "НН" рассказывали незадолго до вступления этого документа в силу (материал "Пардон от копа" в номере за 25 июля 2012 года). Извинения стражи закона должны принести не позднее месяца со дня установления факта нарушения прав и свобод гражданина. Сделать это обязан сам виновник или его руководитель. Основаниями для извинений должны послужить результаты служебной проверки по жалобе гражданина или решение суда. Приказ прописывает и место извинительного ритуала. По выбору гражданина полицейский приедет к нему домой, по месту работы или учебы.
Кстати, требование об извинении было изначально закреплено и в самом законе о полиции.
Сейчас, по прошествии почти двух лет, читателю наверняка будет любопытно узнать, как выполняются закон о полиции и этот приказ в части извинений. В пресс-службе ГУ МВД России по Нижегородской области сообщили, что принесенные нижегородскими сотрудниками полиции гражданам извинения никак не фиксируются и, соответственно, такой статистики не ведется. Как выяснилось, не ведут подсчет жалоб граждан на грубость полицейских, а также извинений последних и в областной прокуратуре.
Возможно, еще и поэтому на днях МВД России подготовило проект поправок в наставление для своих дежурных частей. Документ, в частности, предлагает фиксировать в специальной книге факт извинения перед гражданином, которого зря доставили в полицию.
Как считает заместитель общественного совета при ГУ МВД России по Нижнему Новгороду полковник милиции в отставке Александр Кузьмин, подобное требование будет не лишним.
- Сотрудники дежурной части могут, например, грубо обойтись с гражданином, не обращать внимания на его законные просьбы. В то время, когда я возглавлял райотдел милиции, тоже бывали случаи неправомерных действий по отношению к гражданам. Приходилось разбираться по каждому случаю. И точно так же приносили извинения, что и предписывали делать нормативные документы. Разве что не было требований письменно фиксировать извинения.
Получается, что в ведомственном приказе ничего нового и не содержится?

     Права качать бесполезно

Не приходится сомневаться, что большинство нижегородцев на самом деле и не знают, что полицейские должны покаяться в своих неправомерных действиях перед задержанным. Обидевшиеся и самые отчаянные наши граждане чаще всего идут в суд, где требуют моральной и материальной компенсации. Случаев же, когда люди требуют конкретных извинений, куда меньше.
Так поступил однажды гражданин Д., житель Дзержинска. Оперативный дежурный отдела полиции составил на него протокол за мелкое хулиганство, и задержанный был оштрафован на 500 рублей. Доставившие его в отдел сотрудники утверждали, что Д., сойдя с троллейбуса, два раза упал в лужу. Он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, его одежда была разорвана, мужчина ругался матом и не мог на ногах стоять. Его доставили на стационарный пост, вызвали патрульный автомобиль…
Обжалуя административный штраф, Д. дошел до облсуда, который отменил решение городской судебной инстанции и прекратил дело в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Затем он подал иск о возмещении материального и морального вреда, а также потребовал со стражей порядка, которых обвинял в нанесении побоев, извинений в письменном виде.
- Я в течение четырех часов находился избитый в камере временного содержания, при этом бригаду скорой помощи мне не вызывали, медицинскую помощь не оказали. После я проходил лечение в стационаре с сотрясением головного мозга. Ходить на работу, посещать общественные места, пользоваться общественным транспортом я был вынужден с огромными синяками под глазами. В конце концов я потерял веру в правосудие, - поведал он суду.
Между тем по результатам служебной проверки в отношении правоохранителей, на которых указывал Д., было отказано в возбуждении уголовного дела за недоказанностью фактов превышения должностных полномочий. В результате суд вынес решение о частичном удовлетворении материального и морального вреда, но тем не менее отказал в требовании обязать полицейских извиниться.

Ольга МАКАРОВА. Фото srf62.ru. Коллаж Елены СЛАВИНОЙ.

Следите за нашими новостями в удобном формате