Игорь Бутман

Игорь Бутман

Нижний Новгород стал первым городом в мире, в котором прозвучали "Контрасты и отражения". Это экспериментальная программа, совместный проект четырех музыкантов с мировым именем.
Композитор и пианист Игорь Райхельсон, скрипачка Елена Ревич, виолончелист Борис Андрианов и саксофонист Игорь Бутман спонтанно решили, что может получиться интересный проект, и представили его в Кремлевском концертном зале. За несколько часов до концерта наша встреча с Игорем Бутманом прошла в ресторане "Третьяковка".
- Публика испорчена попсой.
Как вы представляете альтернативу, как привлечь людей к другой музыке?
Есть ли способ сделать это?
- Способ есть. Но это непроторенная стезя: средства, "рекламирующие" классику, сегодня устарели, а ведь дошедшая до нас классическая музыка практически на сто процентов состоит из шедевров.
Она актуальна, креативна, гламурна. Только способ подачи классической музыки должен соответствовать современным представлениям об искусстве. Даже плохая попса подается очень хорошо, классика сегодня подается плохо.
Телевидение забито попсой, в FM-диапазоне нет ни одной "классической" радиостанции, поэтому часто люди даже не подозревают, что есть что-то еще кроме попсы.
Что касается телевидения, то есть замечательный пульт, который очень быстро переключает каналы, особенно если в него вставить новую батарейку.
- Есть ли у вас личные предпочтения в классической музыке? В эстраде?
- Конечно, есть. Не слишком явные. Хотя: очень нравится Прокофьев. Рахманинов. Не говоря уже о Моцарте. Из современных - некоторые произведения Гии Канчели, Шнитке.
Мне очень нравится Игорь Райхельсон, который совершенно случайно начал писать академическую музыку. В эстраде нравится "Уматурман".
Однажды я слушал их целых два дня - включал в машине.
Мы с ними давно и хорошо знакомы, играли вместе на Олимпиаде. Мне нравится Кристина Агилера - кстати, она записала песню с оркестром Херби Хенкока (известнейший джазовый коллектив. - М.Ф.).
Нравятся Стинг, Фил Коллинз. Не нравится Сергей Зверев. Все остальное нравится. Шучу. Мне нравится даже Сергей Зверев.
- Вы участвовали в "Звездах на льду". А если вас пригласят спеть с кем-нибудь?
- Нет, слава богу, меня все же пригласили не петь, и не в цирк, а кататься на коньках.
Звали в "Минуту славы". Но я не согласился в этом участвовать, и петь тоже не стал бы.
- Игорь, как вам удается совмещать столько разных видов деятельности?
- Все удается, пока есть силы и энергия. Это же очень интересно! Мы делаем любимое дело. Мы этому учились много лет, очень много и упорно трудились, и нам доставляет огромную радость и счастье приносить людям удовольствие и свет. Если есть ощущение, что делаешь для людей что-то очень хорошее, можно играть для них сутками. Это придает нам силы. Дело не в материальной стороне, нет; это музыка оказывает огромное влияние.
- Как вы считаете, есть ли разница между публикой, приходящей на ваши выступления в составе "Звезд на льду", и той, что слушает вас как джазмена в концертном зале?
- Разница лишь в том, что на стадионе сидят восемь тысяч человек, а в концертном зале - одна тысяча. И те и другие - обыкновенные интеллигентные люди. Факт, что это не та публика, которая слушает "Радио Шансон" - А в вашем настроении на льду и на эстраде разница есть?
- У меня всегда хорошее настроение. Впрочем, когда я на льду, есть отличительная главная мысль - не упасть.
- В джазе очень важна импровизация. А импровизируете ли вы на льду?
- На льду очень сложно импровизировать.
Когда танцуешь вдвоем, главная красота в том, что делаешь параллельные движения. Впрочем, я предлагал музыку, под которую мне хотелось бы танцевать. А вообще, в нашем музыкальном деле ошибаться не так опасно.
Если что-то не так сыграешь, это совсем не больно, а на льду приходится расплачиваться синяками.
Мария ФЕДОТОВА.

P.S.

Еще ни разу не прозвучавшие, "Контрасты и отражения" авансом вызвали большой интерес у импресарио, так что после нижегородской премьеры музыканты отправились с новой программой в другие города России и США.

Следите за нашими новостями в удобном формате