Но на это потребуется полтора года. Договоренность об отсрочке по депозитам позволит международным платежным системам передать обслуживание операций по картам российским платежным системам до построения у нас собственных процессинговых центров.
- Броня от манипуляций
Когда в один далеко не прекрасный мартовский день международные платежные операторы Visa и MasterCard заблокировали платежи ряда российских банков, проблемы возникли у предприятий и рядовых граждан. Современный человек приучен носить с собой небольшой объем наличных. Выехавшие на отдых в чужую страну некоторые россияне попали в ситуацию, при которой ни ребенка покормить, ни воды купить, ни уехать на родину, вспоминает грустные события Андрей Макаров, председатель комитета по бюджету и налогам Государственной думы.
- Санкции - это колоссальное состояние неопределенности, мы не знаем, что будет, мы понимаем: возникают дополнительные риски, которые сложно взвесить, - рассуждает он. - Но страна вышла из стресса, вернувшись к закону о национальной платежной системе. Что взволновало Visa и MasterCard.
В сущности, закон о национальной платежной системе - естественно, без некоторых нынешних его модификаций - фактически был готов еще двенадцать лет тому назад. Хитрые китайцы, чтобы их национальная платежная система China UnionPay заработала во всем мире, потратили на это 20 лет. Кто нам мешал тогда принять закон, чтобы шаг за шагом продвигаться вперед? Таким риторическим вопросом задается председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы, сам же на него отвечая:
- Сложно выделить на эти цели пару миллиардов долларов, когда есть другие срочные проблемы, к примеру выплаты социальных пособий. Санкции стимулируют!
- В гиперсвязанном мире
Visa и MasterCard занимают около 85 процентов оборота платежных карт в России. Восемь процентов рынка - у American Express. Остальное делят УЭК и российская межбанковская платежная система "Золотая Корона", полтора года тому назад включенная в реестр операторов платежных систем Центробанка, утверждает Станислав Спицын, советник губернатора области по финансово-банковскому сектору.
- "Пластиком" Visa и MasterCard мы обслуживаемся у себя и за границей. Чтобы карты собственной национальной платежной системы принимали за рубежом, мы должны иметь договоры на их обслуживание. Поэтому сначала наши карты будут ходить внутри страны, а потом они интегрируются в общемировое пространство. В Англии я видел, что некоторые пользователи имеют по пять-шесть банковских карт и все идет в дело в зависимости от курса валюты, - анализирует Станислав Спицын. - Visa и MasterCard тоже невыгодно уходить с российского рынка: они теряют огромное количество денег - хранящиеся на этих картах средства находятся в их распоряжении. Проблема, что наша банковская система тоже считает эти деньги. Получается двоичная система, в которой мы мир обманываем!
Интегрированность в общемировую систему лучше принципа "пусть плохонькое, но свое", полагает Виктор Гергель, автор нового научного направления в области математических моделей, методов и программных средств информационного обеспечения, кстати декан факультета ВМК ННГУ имени Лобачевского.
- В гиперсвязанном мире решения должны быть глобальными. Зачем изобретать велосипед, когда все хорошо работает? - задается вопросом он. - Но наши "друзья" в любой момент могут перекрыть "краник", полезно иметь свою систему. Останавливать разработки собственного процессинга нельзя. Чтобы не окукливаться, наша платежная система тоже должна стать глобальной.
- Как карты лягут
Сейчас идет разговор о том, чтобы разнообразить российский рынок, в частности пустив к нам японцев и китайцев со своими системами, напоминает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ".
- Вопрос не в том, чтобы изобрести собственный процессинг, в стране работают отечественные платежные системы, - полагает он. - Но в случае с Visa и MasterCard уже есть действующая инфраструктура. Отказ от них приведет к тому, что придется делать перевыпуск всех карт, перенастраивать оборудование, потратив на эту затею достаточно много денег. А с учетом того, что на руках у населения давно больше одной карты, речь идет о перезапуске более 200 миллионов карт. Принимаемые действия позволят уйти от олигополии, характеризуемой наличием лишь нескольких продавцов. Создаются элементы конкурентного рынка, не позволяющие по собственному желанию отключить кому-то карты. Ибо их тут же сожрут конкуренты: наша национальная платежная система, японская JCB или китайская China UnionPay.
Одобренные президентом поправки будут также включать норму, которая обяжет российские банки создавать так называемые межхостовые соединения, позволяющие обрабатывать операции по картам напрямую, без использования международных платежных систем.
Все поправки планируется внести в правительство и принять их в весеннюю сессию Госдумы - до 1 июля.
Елена КУЛЬЧИЦКАЯ. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
- Справка "НН"
93 процента банковских карт используется в России лишь для получения наличных.
85 процентов рынка банковских карт контролируется международными платежными системами VISA и MasterCard.
Российские платежные системы (Сберкарт, Золотая Корона, STB Card, Union Card, ChronoPay) контролируют от 8 до 2 процентов рынка.
Национальные системы расчетов по банковским картам внедрены только в шести странах СНГ и Балтии: в Казахстане (KAZNNSS), в Белоруссии (Белкарт), в Армении (Армениан Кард) и на Украине (НСМЭП), в Узбекистане (Узкарт), в Туркменистане (Алтын Асыр).
- Между тем
Процессинг - это деятельность по обработке информации, используемой при совершении платежных операций. Ее осуществляют процессинговые центры (провайдеры платежных сервисов).