"Авантюристы". Россия, 2014. Режиссер Константин Буслов. В ролях: Светлана Ходченкова, Константин Хабенский, Денис Шведов.
Снова клад?
Брат автора культового фильма "Бумер" дебютировал в большом кино коррупционной комедией "Бабло". О ее художественных достоинствах можно спорить, но в ней было много бесспорно интересного: колоритные персонажи, острые шутки, абсурд, гротеск, динамика. Бабло, за которым гонялись герои, было явлением мифологическим и почти религиозным: ему поклонялись, от него ждали спасения, а оно дразнило, носило героев по свету, будто гоголевский черт, но в руки не давалось.
В новой картине "авантюристы" тоже ищут клад. Вот только режиссер сменил жанр: вместо гротескной комедии попробовал снять авантюрно-романтическую мелодраму с простой, как три копейки, моралью: деньги - ничто, любовь - всё.
Снимать в темпе романтической истории режиссеру оказалось труднее, чем в режиме комедийного боевика. Первые полчаса "Авантюристов" зрителя попросту убаюкивают - меланхоличные морские виды, томная русалка Ходченкова, задумчивый Хабенский, из которого даже через южный загар, небритую щетину и грязное тряпье торчит столичный интеллигент.
Скромные авантюристы
Где-то на Мальте Макс (Хабенский) задолжал местным мафиози круглую сумму и, встретив на побережье свою давнюю знакомую Катю (Ходченкова) с мужем-бизнесменом (Шведов), решил сообразить аферу на троих, представившись инструктором по дайвингу. В ход пошли загадочные истории про лежащую на дне нацистскую субмарину, сокровища рыцарей-госпитальеров и реликвии древних египтян.
Все эти экзотические темы, соблазнительные для авантюрной ленты, совсем не добавляют сюжету динамита: собственно дайвинга на экране гораздо больше, чем погружений в тайны истории.
Из интриг и коллизий - совершенно обесточенный любовный треугольник (ни разоблачений, ни мордобоя), а также игра "кто кого перехитрит" из двух мужчин-охотников за сокровищами. Пожалуй, это единственный момент фильма, вызывающий какое-то любопытство: сначала в нечестной игре подозревается один, потом другой, но у каждого есть смягчающие обстоятельства. В итоге никто из героев на прожженного авантюриста не тянет - все милые люди, которым как бы неловко заниматься непонятными махинациями.
Какова адресная аудитория фильма, тоже неясно: для массового кино в нем недостаточно движения, для арт-хауса - нестандартных художественных решений или подтекста. Энергичность "Авантюристов" примерно на том же уровне, что у человека, лежащего на пляже под палящим солнцем и озабоченного вопросами, достаточно ли теплая сегодня вода в море и что купить на ужин - дыню или арбуз.