Изолятор временных страданий

Изолятор временных страданий

Это только непосвященный человек может подумать, что изолятор временного содержания - это место, где граждане, попавшие в поле зрения правоохранителей, проводят некий короткий отрезок своей жизни. Гражданин З., к примеру, за три последних года многократно побывал в ИВС Павловского отдела полиции, пока шли суды. Время, проведенное здесь, мужчина сравнивал с пыткой, а сами камеры - с бетонной сырой и холодной ямой без окон и вентиляции.

Сам виноват?

"Я ужаснулся от нечеловеческих условий камеры, и каждый новый приезд в ИВС для меня был подобен каторге. Выходя оттуда на судебное заседание, не то что подготовиться к процессу, мне в обычное состояние вернуться невозможно было, - напишет "временный" сиделец в адрес российского правосудия. - Камера находится под землей. Окна нет, водопровода нет, канализации нет. Вода хранится в пластиковой канистре, у нее едкий привкус химии. Бака для питьевой воды нет. В углах все покрыто черной плесенью, нет раковины при умывальнике, и при мытье посуды пол становится весь сырой. Ни разу за все время меня не вывели на прогулку. Вместо туалета - ведро, которым невозможно пользоваться и дотронуться до него из-за одного только запаха. Я терпел, дожидаясь, когда наутро меня выведут в нормальный туалет".
У Фемиды обитатель ИВС запросил компенсацию за свои страдания в размере 100 тысяч рублей, предъявив иск к отделу полиции и Минфину.
Однако Минфин иск не признал. И как один из аргументов выдвинул следующее: "Истец находится в ИВС в связи с тем, что совершил преступление, которое является общественно опасным деянием. Соответственно, неудобства, которые он претерпел, связаны с его осознанными противоправными действиями". Также в министерстве посчитали, что истец не доказал факт понесенных нравственных или "физических страданий".

Унижать не хотели, но…

Представитель МВД с документами на руках доказал, что личное пространство на одного сидельца в ИВС более 5 метров, что даже выше нормы. А вот по поводу отсутствия окон полицейским приходится разводить руками. В силу конструктивных особенностей здания окно есть только в одной камере.
Между тем суд установил, что в камерах действительно отсутствуют краны с водопроводной водой и нет канализации. Баки для отправления естественных надобностей, по мнению суда, нельзя признать санузлом с соблюдением необходимых требований приватности и санитарии. Ситуация, когда бак с нечистотами находится в небольшой по площади камере, по мнению судьи, может повлечь за собой нравственные страдания человека, ущемить его личное достоинство.
Суд, кстати, выяснил, что прогулки истцу не предоставлялись, хотя полицейские показывали какие-то графики.
"Несмотря на то, что в настоящем судебном процессе не представлено доказательств намеренного унижения или оскорбления личного достоинства истца, суд находит, что сам факт того, что истец содержался в условиях, не в полной мере соответствующих принятым и установленным нормам в течение определенного времени, был вынужден испытывать неоправданные неудобства, достаточен для того, чтобы вызвать у него нравственные страдания", - читаем в судебном решении.
В итоге иск страдальца Павловский городской суд удовлетворил частично и вынес решение взыскать с Минфина моральный вред в размере девяти тысяч рублей.
- В последнее время жалоб на условия содержания в ИВС Павловский не поступало. Были обращения несколько лет назад, - рассказал "НН" председатель общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Нижегородской области Александр Листков. - Я знаю, что в ГУВД о ситуации в этом ИВС знают. Например, там так же, как и в Арзамасском ИВС, в камерах нет окон. Кстати, в последний запланирована поездка, ситуацию мы будем изучать на месте.

Ольга МАКАРОВА. Фото fotki.yandex.ru.

Следите за нашими новостями в удобном формате