По данным за прошлый год, средняя продолжительность жизни российских мужчин составила 59 лет, женщин - 73. Так что дамы в преклонном возрасте часто остаются доживать свой век в одиночестве. А вот пожилые вдовцы, наоборот, достаточно часто находят себе вторую половинку. Впрочем, не только вдовцы. Понятно, что такой поворот событий не устраивает взрослых папиных детей, ведь молодая (или не совсем молодая) жена - это еще один претендент на наследство.
Воспряли силы…
Эта история произошла несколько лет назад в одном из районов Нижегородской области. Валентин Юрьевич Мирошников к своим шестидесяти нажил много хорошего. У них с женой были взрослые сын и дочь, внук-студент радовал успехами, жильем все были обеспечены. Валентин Юрьевич всегда был лидером в семье, окружен множеством друзей. "Интеллектуал", - говорили про него. Книг он перечитал множество.
Когда матери Валентина Юрьевича перевалило за девяносто, старушка была уже не в силах сама себя обслуживать. Чтобы ухаживать за больной матерью, сыну пришлось переехать к ней. Уже тогда у них с супругой отношения были прохладные. И вдруг соседи начали замечать, что Валентин Юрьевич встречает и провожает на автобусной остановке симпатичную даму средних лет.
Лариса работала в сельмаге. Сначала кавалер носил ей цветы и шоколадки. При этом всегда целовал ей руку. Вскоре женщина стала ездить к нему, а он с утра провожал ее из дома. Заботливость Валентина Юрьевича была заметна многим: поселок-то небольшой. Кто-то видел, как он встречал Ларису в ливень с резиновыми сапогами и с зонтом.
И вот уже немолодой мужчина признался своему другу, что с Ларисой в нем "воспряли мужские силы".
Однако помолодевший душой мужчина, конечно же, помнил, что он женат, хотя не раз просил официальную супругу дать ему развод. Та наотрез отказывалась это делать. Но все-таки в конце концов мировой судья их развел.
И тогда Лариса стала законной супругой и хозяйкой родового гнезда. Но счастье молодых было недолгим. Валентин Юрьевич вдруг стал чахнуть и буквально за пару лет сошел в могилу.
Когда вскрылось завещание, оказалось, что дом с участком покойный отписал новой жене.
С помощью черной магии
Родня почившего решила бороться за уплывшую недвижимость и затеяла судебное разбирательство. Дочь и сын предложили правосудию признать недействительными брак отца со второй женой и завещание, составленное в пользу Ларисы. Каждый из них просил суд признать за ним право собственности на половину дома и земельного участка как за наследниками первой очереди.
Пришлось им вытащить на всеобщее обозрение все семейные дрязги.
- Лариса не давала отцу общаться со мной и братом, - рассказывала дочь Валентина Юрьевича. - Как-то я приехала к отцу со своим сыном, так та выгнала нас из дома, кричала, что она хозяйка. Отец при этом стоял, улыбался и разводил руками. Я подозреваю, что Лариса занимается черной магией, так как в доме на стенах были нарисованы чем-то полоски, развешаны куклы самодельные, а на отца она вешала янтарные бусы. А соседи видели отцовскую пассию, бегающей по участку с книжкой о черной магии. Я считаю, что Лариса преследовала корысть, поэтому брак должен считаться недействительным.
- Однажды отца нужно было поместить в больницу, поскольку у него отмечались приступы с высокой температурой, но Лариса его не пускала. Говорила, что сама вылечит травами и массажем, - вспоминает сын Валентина Юрьевича. - Но ее травки не помогли, и отца все-таки пришлось госпитализировать. А брак они зарегистрировали в перерыве между госпитализациями как раз перед тем, как у него диагностировали опухоль. Позже ему сделали операцию. Он пожил немного и умер.
Дети считают, что их отец в момент удостоверения завещания был неадекватен, не понимал значения своих действий и не мог отдавать отчета в них в силу своего болезненного состояния. По мнению сына и дочери, вторая супруга окрутила отца и потащила его в ЗАГС, а завещание он составлял уже под действием психотропных обезболивающих, не понимая, что с ним происходит. На тот момент он уже никого не узнавал. Да и видеть никого не хотел, был как будто зомбирован.
Кроме прочего, дети стали замечать, что отец пристрастился к выпивке, обвиняли Ларису в том, что она его нарочно спаивает.
Валентин Юрьевич говорил, что алкоголь дает ему облегчение, и как-то выпил залпом стакан коньяка, который заботливая Лариса принесла ему в больницу. Между тем врачами выпивка ему была противопоказана.
Сильно изменился
- Когда мы с Валентином Юрьевичем познакомились, он стал красиво за мной ухаживать. Мне с ним было интересно, он сам предложил мне жить вместе с ним в родительском доме. Был обижен на жену и детей, так как жил в родительском доме один и никому из родственников оказался не нужен. Родные ему люди не помогали ухаживать за старенькой матерью, - оправдывалась молодая вдова. - Я считаю оскорблением и клеветой, что я психически, с помощью спиртных напитков и медицинских препаратов могла воздействовать на Валентина Юрьевича для подавления его воли. Мы жили очень дружно, было между нами полное взаимопонимание. Муж добровольно составил в мою пользу завещание, и нотариус проверил его дееспособность.
Лариса утверждала, что муж прочитал где-то о куклах-оберегах, что с ними уходят болезни, и она по его просьбе делала эти обереги, вешала на стены. Дескать, он говорил, что семья не должна на него обижаться, так как он оставил квартиры и жене, и сыну с дочерью.
А вот предыдущая супруга покойного утверждала, что после переезда мужа в родительский дом ездила к нему 4 дня в неделю. Ей было непонятно, почему он решил расторгнуть брак, ведь кризиса в их семейных отношениях, по ее мнению, не было.
- Когда я узнала от соседки о Ларисе, то просила мужа объяснить свое поведение. Он сказал, что этой женщине негде жить, он решил, что она поживет у него в доме. Я решила больше про нее узнать, и на ее работе мне сказали, что это страшная женщина.
О том, что прежде общительный и жизнерадостный Мирошников стал нелюдимым, говорил и его друг, с которым прежде они были неразлучны десятилетия:
- Она устроила ему полную изоляцию. Он стал редко заходить ко мне, а на свой юбилей даже не пригласил. Мне пришлось самому перелезать через забор. Он плохо выглядел, был подавлен, грязно и неряшливо одет. Не хотел приглашать в дом, видимо, боялся Ларисы. Еще при жизни матери он говаривал, что дом оставит детям. Думаю, что его кормили какими-то депрессантами.
Свояченица-соседка тоже была удивлена, что Валентин Юрьевич выбрал такую женщину, "недалекого ума", как говорили про нее односельчане.
- По развитию они были очень разные. С ней он стал как "опоенный". Перестал меня узнавать. Огород запустил, ни с кем не общался. Думаю, что Лариса - брачная аферистка. Когда она появилась, сосед стал неадекватным, отрастил бороду, превратился в какого-то боязливого старика. Движения его стали заторможенными, взгляд потухшим.
Оставили в силе
Однако с внуком, который приезжал с учебы на каникулы, Валентин Юрьевич был более откровенен. Парень рассказывал, что дед объяснил ему, что разрыв отношений с бабушкой произошел на почве сексуальных отношений.
- Новая "бабушка" сначала хорошо ухаживала за дедом, но потом он устал от ее назойливости и даже выгонял из дома, подозревая, что ей нужны были его деньги. Когда стал известен диагноз деда, та перестала за ним ухаживать и убираться в доме, - вспоминает внук.
Однако было мнение и сторонних наблюдателей любовных отношений Валентина Юрьевича и Ларисы.
Кто-то вспомнил, что влюбленный мужчина говорил, что Лариса для него - подарок судьбы. Мол, Валентин Юрьевич сам просил Ларису не допускать до себя членов прежней семьи. И многие видели их постоянно вместе.
- С ее появлением стали за огородом ухаживать, сажать, картошку. Как-то в автобусе я слышала, что он хочет узаконить отношения с Ларисой, чтобы она чувствовала себя хозяйкой в доме и когда с ним что-то случится, дети бы ее не выгнали, - вспоминает другой сосед.
Дети ходатайствовали перед судом о проведении посмертной судебной психиатрической экспертизы. Эксперты сделала вывод, что с учетом имеющегося у Мирошникова заболевания он мог "правильно воспринимать обстоятельства и события, связанные с заключением брака и написанием завещания". Повторная экспертиза дала тот же результат.
"Между супругами имели место супружеские, эмоционально положительно окрашенные взаимоотношения, которые естественным образом содержали элементы взаимного позитивного, конструктивного влияния друг на друга".
В итоге суд оставил в силе и брак, и завещание в пользу Ларисы.
Ольга МАКАРОВА.
(Имена и фамилии персонажей изменены.)