В киноцентр "Рекорд" впервые приезжал "Сине Фантом" Нужно идти на русских", считают участники зарубежных фестивалей современного кинематографа, открывающие для себя так называемое независимое кино России. И вот нижегородцы получили возможность познакомиться с некоторыми короткометражными лентами, которые произвели фурор среди ценителей.
Справедливости ради надо сказать, что на знакомство с независимым отечественным кино восьмидесятых-нулевых" собралось всего около полусотни любопытствующих.
"Я точно знаю, продать можно все что угодно, заметил по этому поводу ведущий киновечера и программный директор клуба Андрей Сильвестров.
- На любое мероприятие можно загнать огромное количество людей, и они будут сидеть, смотреть и говорить: "Ох здорово!" Но мы не стремимся собрать много народу. Москве это происходит несколько по-другому. "Сине Фантом" проходит регулярно, показывает очень разное кино: фильмы, участвовавшие в Каннском фестивале, и ленты проекта "Селекция". Затем рождается живой отклик. Ведь одной из главных задач существования клуба "Сине Фантом" и является создание живой кинокритики.
Дело в том, что вся кинокритика, извините, куплена большими течениями" - гламуром, антигламуром: И потому обсуждения особенно важны. Мы их фиксируем на кинокамеру и потом внимательно расшифровываем".
"Рекорде" показали ряд коротких фильмов - спорных, безусловно, классных. Постмодернистские "Трактора" братьев Алейниковых, смонтированные из черно-белых кинохроник и озвученные тонко ироническими текстами о мистической связи трактора с землей и эротическом единении колхозницы с мощной машиной. "Офшорные резервы" (Александр Дулерайн, Джейми Бредшоу), раскрывающие сюрреалистические трансформации, происходящие в мозгу американцев и русских под влиянием денег.
"Нанай нана" (Евгений Кондратьев), изысканно-символическая "Эмма Цунц" (Олег Хайбуллин), "Суд над Брунером" (Ольга Столповская, Дмитрий Троицкий), снятый по мотивам акции вандализма, проведенной художником Александром Бренером, метафоричная "Судьба" (Андрей Сильвестров, Михаил Игнатьев), созданная по мотивам легендарной компьютерной игры "Doom".
Едва закончился последний фильм, как Андрей Сильвестров стал проводить обещанное обсуждение, настойчиво требуя от зала вопросы. Переполненные впечатлениями и слегка оглушенные новым материалом в достаточно высокой концентрации зрители реагировали вяловато. Затем до самого утра проходил показ отборочной программы фестиваля "Селекция". Остается добавить, что нижегородские встречи с "Сине Фантомом" обещают быть ежемесячными.
Андрей ФЕВРАЛЬСКИХ, Мария ФЕДОТОВА.
Справка "НН"
"Сине Фантом", то есть "Призрак Кино", существует почти 20 лет, с момента выхода в 1987 году первого номера одноименного самиздатовского киноведческого журнала. Главным редактором этого издания был лидер "параллельного кино", актер и режиссер Игорь Алейников. Изначально "Сине Фантом" был связан с деятельностью советского киноандерграунда, с середины 90-х стал киноклубом, объединяющим независимых кинематографистов и актуальных художников. Принцип работы киноклуба - демонстрация аудиовизуальных произведений и обязательное обсуждение просмотренной программы вместе с автором, киноведом, продюсером или куратором.