Поселение с видом на курорт

Поселение с видом на курорт

Не правда ли, приговоры о том, что виновник в ДТП со смертельным исходом или аферист, кинувший многих граждан, либо офицер, из-за которого погибли солдаты, отправляется в колонию-поселение, мы считаем чрезмерно мягкими? Смущает нас слово "поселение". Есть в нем что-то от свободы, вольницы. Не верится, что там преступникам обеспечивают адекватное содеянному наказание. И, как выясняется, подозрения эти не беспочвенны. Более того, картинка реальной жизни немалого числа нижегородских поселенцев поражает вольготностью режима пребывания.

Закон дает поблажки

Для начала заглянем в закон и посмотрим, как должно быть.
- Основное отличие колонии-поселения от колонии исправительной - это отсутствие охраны. В последней осужденных круглосуточно охраняют вооруженные сотрудники ФСИН. При пересечении линии охраны зэками они обязаны применить оружие. В поселениях ничего подобного нет, - поясняет заместитель прокурора Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Александр Пресняков.
Кроме осужденных за совершение неосторожных преступлений в колонии-поселения направляются и получившие первый срок за совершение умышленных деяний небольшой или средней тяжести. Также туда попадают те, кто хорошо себя вел во время отбывания наказания в обычной колонии. Кстати, закон требует, чтобы эти две категории находились в разных учреждениях. И в последнее время сие соблюдается.

Итак, по закону у поселенцев гораздо больше возможностей передвижения. В часы от подъема до отбоя они пользуются правом свободного передвижения в пределах места пребывания. А с разрешения администрации могут циркулировать без надзора и вне колонии в пределах муниципального образования, на территории которого она расположена. То есть если колония расположена в поселке, то осужденному могут разрешить гулять в его границах.
А вот поселенцы исправительной колонии № 5 (Канавинский район Нижнего Новгорода) могут передвигаться в пределах областного центра. Конечно же, закон не позволяет просто шастать за территорию. Ее обитателей выпускают по работе, учебе и если необходимо лечение.
Работают поселенцы не только на ведомственных объектах уголовно-исполнительной системы, но и по договорам с различными организациями. Однако в "пятерке" таких всего около десяти.

Сотрудники снисходительны

- Постоянного надзора со стороны сотрудников за работающими на выездных объектах поселенцами зачастую нет, - констатирует Александр Сергеевич. - Практика показала, что осужденные на всю катушку используют то обстоятельство, что учреждение не в состоянии обеспечить за ними действенный контроль.
Понятно, что в небольшом поселке организовать надзор куда легче. А вот в городе-миллионнике все сложнее. Бывали случаи, когда осужденные не возвращались с объекта и уезжали домой. Таких приходится долго ловить, возбуждаются уголовные дела, добавляются сроки.
А вот еще одна законная поблажка.
- Если осужденный, имеющий семью, будет хорошо себя вести, то по постановлению начальника колонии ему может быть предоставлено право проживания за пределами колонии на собственной или арендованной жилплощади, - рассказывает Александр Пресняков. - Но он будет обязан являться для регистрации в колонию не менее четырех раз в месяц. В жилье, где он квартирует, могут в любое время прийти представители администрации, - рассказывает наш собеседник. - С этой категорией лиц у нас в последнее время проблем не возникало. Как правило, у администрации есть возможность присмотреться к контингенту и выбрать достойных.
А вот еще одно отличие "поселян" от "строгих" колонистов. Им разрешено иметь при себе деньги. Да и одежду они могут носить любую, а не зэковскую робу. Количество свиданий с ними не ограничено. Но пользоваться, к примеру, мобильником поселенцу запрещено даже при выезде на работу.
- Попытки иметь при себе сотовые телефоны пресекаются постоянно, - говорит зампрокурора. - Это злостное нарушение и влечет за собой изменение вида режима на более строгий.
То же ограничение, по словам заместителя прокурора, касается и употребления алкогольных напитков.
- Между тем при прокурорской проверке в ИК-5 вскрылись вопиющие нарушения по поводу разрешения на выезд из колонии. Осужденные на поселение предоставляли администрации колонии липовые справки о болезнях и необходимости лечения. Почему у администрации не возникло подозрение, что справки поддельные, непонятно, - удивляется Александр Сергеевич.
Чтобы раскрыть обман, достаточно лишь внимательно прочитать документы. Так, в одном из заявлений поселенец пишет: "Прошу Вас разрешить мне выезд за пределы колонии с 6.30 15 апреля до 20.00 23 апреля для лечения зубов в стоматологический клинике на улице Горького".
Когда началось разбирательство, выяснилось, что больной действительно лечился у зубного врача в указанной клинике, но только с 8.30 до 10.30 16 апреля. Все остальное время уголовник разгуливал где ему вздумалось.
Таких липовых справок о прохождении обследования и лечения сотрудниками прокуратуры было выявлено немало. По факту использования поддельных документов уже возбуждено уголовное дело.

"Остапа понесло"

Правоохранители сейчас расследуют совершенно уникальный случай с поселенцем из ИК-5.
Двадцатидевятилетний гражданин, назовем его Борис, в 2005 году был осужден за групповое разбойное нападение на десять лет лишения свободы. Когда молодые люди (совершенно не бедствовавшие) отбирали у девушки на улице дешевый мобильник, один из сообщников Бориса нанес ей лезвием серьезные повреждения.
Кстати, Борис, уроженец отдаленного райцентра, воспитывался во вполне благополучной семье.
- Нельзя сказать, что он закоренелый преступник, - рассказывает Александр Пресняков. - Но человек крайне дерзкий из-за своей безалаберности. Возможно, любящие родители с детства ему позволяли многое. Не имея образования, Борис числился индивидуальным предпринимателем.
Первоначально он отбывал наказание на строгом режиме, вел себя неплохо, работал. Когда был переведен в колонию-поселение, то его отправляли на работы в один из близлежащих монастырей.
Из ориентировки (психологические особенности личности):
"Обычно спокоен и уверен в себе, смело смотрит в лицо фактам, эмоционально зрел и устойчив. Достаточно реалистичен в отношении к жизни, может переносить стрессовые ситуации без значительного ущерба для деятельности. Достаточно постоянен в своих планах и привязанностях. Не расстраивается из-за пустяков. Способен управлять своими эмоциями и настроениями. Серьезный, иногда суровый, враждебный. Ему свойственна склонность воспринимать реальность такой, какая она есть. Часто стремится к самостоятельности, независимости. Мятежный, не любит ограничений. Уравновешен, оптимистичен, настойчив. Действует смело, энергично и активно. Склонен к риску и авантюристичен. Часто проявляет самоуверенность, упрямство. Низкий уровень принятия криминальной субкультуры, стремления вхождения в асоциальную группу нет. Принимает криминальную субкультуру лишь с целью адаптации в среде осужденных".
И вот такой мятежный оптимист захотел себе сделать маленькую поблажку, которая потом, скоре всего, обернется для него строгим режимом за колючкой.
- Если осужденный совершает злостное нарушение, то в суд отправляются материалы о переводе его на строгий режим, - говорит о процедуре Александр Пресняков. - При минимальной юридической подготовке или при наличии адвоката процесс затягивается. И в этот период получается, что над человеком висит дамоклов меч возвращения на строгий режим. Но переведут его только тогда, когда решение вступает в законную силу. А до этого с момента направления документов в суд люди проявляют себя во всей красе. Стараются успеть сделать то, что бы им давно хотелось. Попить и погулять.
Так поступил и Борис. Помните, как говорил Косой в фильме "Джентльмены удачи": "Пошью себе костюм с отливом - и в Ялту"?
За несколько дней до вступления в силу решения суда о направлении его на строгий режим Борис решил махнуть в Сочи, пользуясь отсутствием постоянного надзора за ним на выездном объекте.
- Пока нет оснований говорить, что он натворил в городе Сочи какие-то злодеяния, это выясняет следствие. Если бы в период отлучки он совершил бы любое преступление, то у нас бы были основания поставить вопрос о привлечении сотрудников колонии к уголовной ответственности. Однако мы потребовали наказать ее руководство в дисциплинарном порядке, поскольку Борису был предоставлен выезд за пределы поселения без учета очевидных особенностей его личности. Да, осужденные пытаются использовать неурегулированные моменты в законодательстве для того, чтобы облегчить себе жизнь, чтобы она заиграла новыми красками. А при невнимательности и безразличии сотрудников к происходящему осужденные добиваются своего.
Из материалов прокурорской проверки:
"Осужденный обратился с заявлением к начальнику колонии, в котором просил разрешить ему выезд за пределы участка колонии-поселения ИК-5 для прохождения лечения в городской больнице № 50 г. Н.Новгорода (ул. Горная, 50). В указанном заявлении не содержалось никаких сведений о том, по поводу каких заболеваний ему необходима медицинская помощь, оно не было согласовано с медицинскими работниками. Кроме того, в нем были указаны наименование и адрес несуществующего учреждения здравоохранения. Несмотря на все вышеперечисленные обстоятельства, указанное заявление было подписано начальником колонии. На запрос прокуратуры заместитель главного врача ГБУЗ НО "Городская поликлиника № 50 Приокского района г. Н.Новгорода" сообщила, что данное лицо за последние 5 лет в поликлинику не обращалось".

Отбирать тщательнее

Ну а те граждане, которые совершают преступления, находясь в местах лишения свободы, попадают под особо пристальное внимание.
- В целом колония-поселение - интересный институт. По сути, он, конечно, нужен, - резюмирует Александр Пресняков. - Перевод сюда из исправительных колоний строгого режима - это очень положительный момент, который как раз дает возможность постепенно оценить, как человек исправился. И случай с Борисом классический. Человек прикинулся добросовестным поселенцем, втерся в доверие и оказался в условиях, когда за ним нет постоянного пригляда. Единственный выход здесь - тщательнее отбирать кандидатов на поселение.
Распоясавшиеся от недогляда сидельцы-поселенцы "пятерки" засветились в довольно дерзких преступлениях. Не так давно мы рассказывали (в материале "Задумали перехитрить араба" в номере за 8 августа) о неком Эдуарде, который имел возможность частенько отлучаться из колонии-поселения ИК-5. Он втерся в доверие к крупному торговцу, а затем в компании бывшей любовницы бизнесмена обокрал его. Эдуард, отбывавший немалый срок за грабеж (13 лет), как потом сделает вывод прокуратура, фактически не находился под контролем сотрудников колонии. Более того, когда началось следствие по краже, он оказывал давление на свидетелей.
Из материалов прокурорской проверки:
"Как следует из объяснений сотрудников ИК-5, в момент совершения преступления данному осужденному было предоставлено право нахождения за пределами участка колонии-поселения с целью лечения в НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Горький ОАО "РЖД". При этом на момент проверки в учреждении отсутствовало заявление осужденного о разрешении ему лечения, а также какие-либо документы, обосновывающие необходимость лечения его в НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Горький ОАО "РЖД". Из ответа на запрос прокуратуры главного врача НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Горький ОАО "РЖД" следует, что официального посещения этого осужденного сотрудниками ИК-5 в период его лечения не зафиксировано".
В итоге в ИК-5 дисциплинарное наказание за попустительство со справками получили восемь офицеров, в том числе и начальник колонии.
Кстати, количество наказанных за различные нарушения сотрудников уголовно-исполнительной системы возросло за последние годы на порядок. По данным Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в 2008 году таковых было 22, то в 2013 - 216.

Ольга МАКАРОВА. 

Между тем

В апреле этого года на специальном заседании совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека первый заместитель руководителя Федеральной службы исполнения наказаний Анатолий Рудый предложил "декриминализировать" статью 313 Уголовного кодекса РФ - "Побег из места лишения свободы из-под ареста или из-под стражи в отношении осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении". По его словам, ФСИН России выступает за перевод данного правонарушения в разряд злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания, "это касается только колоний-поселений".
Он также сообщил, что в настоящее время в УК РФ нет дифференциации - из какого исправительного учреждения ФСИН бежал осужденный: исправительной колонии или колонии-поселения. По словам представителя ФСИН России, в США, Швейцарии и ряде других стран побеги из колоний-поселений не являются уголовно наказуемым правонарушением.
По данным ФСИН России, в 2013 году из российских колоний-поселений было совершено 125 побегов, "более половины побегов совершается осужденными со своих рабочих мест".
Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека после заседания разработает рекомендации, в которых будет отражено соответствие действующего законодательства и правоприменительной практики международным нормам и предложены пути решения имеющихся проблем в духе международных стандартов защиты трудовых прав человека.

А как у них?

В немецких тюрьмах на сегодняшний день находится немало британцев и американцев. США, как и Великобритания, имеют право забрать своих заключенных на родину. Однако сами осужденные предпочитают оставаться в Германии. В основном из-за условий содержания. Недавно правительство Германии построило тюрьму в Бранденбурге. На первом этаже здания есть семейная гостиная с кухней, диваном и телевизором, где заключенные могут встречаться с посетителями, а во дворе имеется прекрасно оборудованная спортивная площадка. В Германии тюрьмы делятся на "открытые", "полуоткрытые" и "закрытые". Заключенным в колониях-поселениях дано больше свободы. Периодически им даже разрешают покидать тюрьму для выполнения общественных работ.

Следите за нашими новостями в удобном формате