Ангел на игле

Ангел на игле

Когда старший оперуполномоченный Сормовского уголовного розыска Андрей Лепахин вышел из отпуска, его ждали сразу две новости. Обе - как ушат холодной воды. Во-первых, отныне он возглавляет отделение по розыску грабителей (до этого он успешно ловил воров-домушников и даже завоевал титул лучшего сыщика Нижегородской области). А во-вторых, "клиент № 1" его, можно сказать, уже дожидается, наводя ужас на жителей нескольких улиц в Нижнем Новгороде.

Вежливый налетчик

Примет этого неуловимого грабителя было кот наплакал несмотря на то, что на его счету уже свыше двух десятков жертв. Доподлинно было известно - это парень лет двадцати, возможно, наркоман. Нападает исключительно на женщин, в основном ранним утром. При себе имеет нож, но в ход, похоже, его еще ни разу не пускал. Выбрав себе жертву, подбегает сзади, обхватывая за шею, подносит к ней лезвие. Отбирает ювелирные украшения, сумочки с кошельками, деньги. При этом выдавливает из себя фразу вроде:
- Ну, ты это, слышишь? Извини. Мне тоже надо жить…
В жертвы к парню попадались и насмерть перепуганные девушки, и женщины не из робкого десятка. Одна грабителю сразу заявила в лицо, что он п…ст, раз "баб товарит". Хотела ему каблучком звездануть промеж ног, да не дотянулась: неудобно стояла под ножом, острие которого больно впилось в шею.
Другая кинулась за обидчиком - и догнала. Грузно бежал грабитель, раза три останавливался из-за сдавшей дыхалки. Ну, догнала, и что дальше? Он - с ножом, а у нее, кроме маникюрного набора, никакого оружия. И вокруг ни души…
В "коллекции" подонка был случай и с беременной дамой, на девятом месяце та была… Как только рука поднялась? После пережитого шока женщину сразу положили на сохранение. Вскоре она родила, к счастью, здорового ребенка.
"Подвиг" из того же разряда - ограбление больной старушки. Как валял по земле бабульку, пока сдирал с нее злосчастные сережки, которым и цена-то копейка!
Подавляющее большинство грабежей было зарегистрировано на территории, образующей своего рода треугольник. Эта "проплешина" расположена в Сормове между улицами Вождей революции, Судостроительной и Римского-Корсакова. Места, особенно в районе тубдиспансера, довольно пустынные и малолюдные…

Осталось поймать

Андрей Лепахин в который раз просматривал собранные по делу материалы. Показания потерпевших скупы, похожи одно на другое. Ясно, что схема нападений грабителя отработана уже до автоматизма - третий месяц ее шлифует. Никакой новизны у него не просматривается и в гардеробе. Обычно на одно преступление злодеи идут в одной одежде, на следующее - в другой. Шифруются. А этот как был в грязной куртке, свитере и потертых штанах, так в том же и остается.
"Точно наркоман, - размышлял старший опер. - Крепко же сидит на игле, если от всей добычи у него даже на новые штаны не остается".
Первым делом Андрей Вадимович все наркопритоны проверил. Тишина. Напряг всю агентуру - и опять никакой информации. Толковал с жуликами, но те и сами репу чешут: кто таков объявился с ножом - не поймут.
Со скупщиками краденого тоже облом получился. Всех барыг перетряс угрозыск: по другим преступлениям есть улов, но по грабителю в грязной куртке - никакого. Что же это за преступник такой без связей в криминальном мире и без сбыта похищенного? Новичок-одиночка?
А шумиха вокруг серийного грабителя все нарастала. На поимку налетчика были заряжены "наружка" и участковые, вневедомственная охрана, патрульные, угрозыск, разумеется. К тому времени Лепахин и имя "серийщика" уже вычислил. Более того - все о нем знал. Недоставало малого - его поимки.
На каждом городском пустыре постового не поставишь. Хотя, вообще говоря, старались. Но шли и от противного - от места сбыта похищенного. Андрей Лепахин вышел-таки на мини-маркет в Ленинском районе, где продавцы тайком от хозяина устроили для себя натуральный Клондайк. По иронии судьбы магазинчик именно так и назывался.
Грабитель ездил туда чуть ли не ежедневно. Провернет "дельце" - и в Ленинский район. Сережки, скажем, за пять тысяч рублей приносили ему от силы триста, но наркоман не возражал. Спешил на остановку, чтобы на сормовской окраине наведаться в "точку". Героин - вот что занимало все его мысли.

Мертвая петля наркомана

Михаил Низамов (назовем его так) в свои двадцать успел дойти до ручки. Подумывал уже о "золотом" уколе, когда от передозировки наркотика навсегда уходишь в никуда. Жизнь ему порядком осточертела. Родная мать выгнала из дома, как паршивую собаку, намучилась с ним, сил нет. Правильно говорили соседи: "Нет сына, и это не сын - все загнал за бесценок, что сумел вынести за порог". Это ли тот самый Мишка, заканчивавший школу почти на отлично? Рос среди приличных людей, семья обеспеченная, благополучная. Что ему еще надо было?
А надо было не Михаилу, а его дружкам. Хотя какие они дружки - ездили на парне как хотели. Он в школе был маменьким сыночком - забитым, сдачи не мог дать. Бывало, сгрудят его в подворотне: "Завтра, типа, принесешь деньги, понял?" Несет, возразить не смел.
Однажды какому-то уроду пришло в голову посадить тихоню на иглу. Взял его за локоток:
- А ну-ка ширнись, дорогой!
Где взять смелости, чтобы отказаться? С той поры и понеслось.
Вначале Михаил просто "баловался". Потом вошел в раж. В последние два года плотно подсел. Дозу разогнал для кого-то смертельную - грамм героина в день. Кто не знает, это 16 "обычных" уколов. С таким "аппетитом" никаких бабок не напасешься.
В последнее время Михаил практически не спал, хоть иногда было где. Другие "нарики" пускали на ночевку-другую. Но какой сон? Вколет "осьмушку", часа через 3 - 4 еще… Иначе - ломки, ноги не ходят - замкнутый круг, мертвая петля наркомана.
На первый свой грабеж он пошел, даже не будучи уверен, что получится. А дело в общем-то нехитрое (ничего другого не умел) - получилось.
Извинялся перед жертвами? Стыдно было перед собой, остатки былого "я" всякий раз протестовали против творимого зла, но с каждым разом все тише. Маменькин сынок перерождался в зверя.
Уже потом, на допросе у Лепахина, он заявит:
- Да я ведь никого даже не поцарапал!
На что умудренный жизнью опер ему возразил:
- Пойми, не поймай я тебя, ты бы и резать начал, а потом и напрочь кого-нибудь завалил.
- Может быть, - сразу сник арестант…

Главное раскаяние - впереди

Незадолго до задержания Михаил перестал ездить с добычей в Ленинский район, почуяв за мини-маркетом слежку. Начал искать другой канал сбыта, уже в Сормове. Его видели возле ломбарда на улице Культуры, где часто крутилась некая цыганка Фатима, скупая у населения золотые украшения.
Майор Лепахин мог поймать Михаила еще двумя неделями раньше, не случись недоразумения. Ему сообщили по телефону, что Низамов появился на Культурке, ожидая цыганку-скупщицу. Андрей Вадимович кинулся в дежурку за машиной, но ее не оказалось - умчалась на другое задание. Пришлось майору устраивать забег на несколько километров. Однако грабитель не стал его дожидаться и слинял, испугавшись случайно проехавшей полицейской машины. Он уже был в курсе, что его ловят, поэтому часто менял адреса ночевок. И все-таки встречи со старшим опером не избежал.
Следующий телефонный звонок раздался дней через пятнадцать. На сей раз машина в дежурке нашлась. Цыганка приценивалась к золоту, но вдруг резко отошла в сторону. Низамов обернулся и сразу все понял. Попробовать удрать от оперативника, но где уж наркоману состязаться с кандидатом в мастера спорта по самбо? Михаил затравленно полез в карман. Но умелый удар резко заставил его отдернуть руку. Полицейский цыкнул:
- А ну-ка, что у тебя там?
- Нож, - залепетал гроза сормовских пустырей. - Это нож. Пожалуйста, забирайте…
Следователей поразила память Михаила. С мельчайшими подробностями он изложил около тридцати эпизодов своих нападений. Помнил даже, как выглядела каждая из его потерпевших, а также у кого и что отбирал. Это притом, что, общаясь со следователями, Михаил испытывал жуткие ломки. Те даже думали, что он вообще концы отдаст.
Однако к судебному процессу грабитель оклемался и в клетке зала заседаний сидел как огурчик. И получил свои восемь с половиной лет колонии строгого режима.
- Это ему еще повезло, - говорит Андрей Лепахин. - Суд учел его чистосердечное раскаяние и сотрудничество со следствием. Однако основное раскаяние ожидало его впереди. Сокамерники встретили новичка, мягко говоря, неприветливо, сразу указав ему место возле параши. Особенно аукнулись грабителю эпизоды с беременной женщиной и старушкой. Потому что даже несмотря на то, что сейчас за решетку попадает очень много наркоманов, в тюрьме подобных вещей очень не любят. Мог бы и сам вообще-то знать, раз три месяца упорно добивался путевки в места не столь отдаленные.

Константин ШИШАРИН. 

Следите за нашими новостями в удобном формате