Мужчины, прошедшие срочную службу в армии, обычно вспоминают, что десятки лет назад казарма пахла гуталином, хозяйственным мылом и солдатскими портянками. А иногда и бензином - это если кто-то из бойцов, вопреки запретам командиров, вновь постирал свое хэбэ (летнее обмундирование) в ведре с этим топливом.
Лосьоны из тумбочки
Потому что как ни запрещай, только бензин удалял с гимнастерки и галифе "несмываемые" пятна грязи. Простирываешь, бывало, такую хэбэшку после бензина с обычным мылом, и она в высушенном виде становится, как только что выданная старшиной из каптерки. Разница только в том, что все равно слегка попахивает семьдесят шестым или девяносто вторым…
Сейчас форму шьют от всемирно известного кутюрье, портянки заменили носками, а кирзовые сапоги - ботфортами с высокой шнуровкой. Нынешние новобранцы рассказывают, что атмосфера в казармах уже после этого улучшилась кардинально. Однако Министерство обороны России собирается идти дальше и уже внесло Верховному главнокомандующему Вооруженных сил страны на подпись коррективы трех нормативно-правовых актов - Устава внутренней службы, Дисциплинарного устава, а также Устава гарнизонной и караульных служб.
Предполагается, что эти поправки позволят наполнить казармы совершенно другими запахами - кремов для и после бриться, лосьонов и туалетной воды. Да что там - в каждой солдатской тумбочке, по задумке генералов, станет разрешено хранить туалетные, бритвенные принадлежности, равно как средства для помывки (читай - шампуни), чистки одежды и обуви, носовые платки, подворотнички и другие мелкие предметы личного пользования. А также книги, уставы, фотоальбомы, тетради и другие письменные принадлежности.
Отмененный запрет
- Вот лафа-то настанет, - делится соображениями 45-летний нижегородец Сергей Сучилов, служивший в середине восьмидесятых на Дальнем Востоке. - Мы-то, чтобы сберечь дембельский альбом от уничтожения отцами-командирами, прятали его на железнодорожном вокзале, сдавая в ручную кладь. А сейчас и прятать ничего не надо - сфотографировался с сослуживцами - приклеил. Мне бы так служить…
Другой бывший солдат, ныне 52-летний водитель автобуса Андрей Сметанин вспоминает, что летом 1983 года едва не опоздал на поезд Воркута - Москва из-за тогдашнего нелепого запрета на дембельские альбомы. Как и Сергей Сучилов, возвращаясь с "точки" в полк для почетного увольнения в запас, он положил свои вещи в ручную кладь, дабы спокойно забрать при демобилизации. Однако пребывание в воркутинском полку ПВО затянулось на целый месяц - страны НАТО в то время развернули у границ стран - участниц Варшавского договора грандиозные учения, почему дембелей и попридержали в воинских частях.
Когда же однажды утром на общем построении командир полка объявил, что сегодня будет готовиться очередная партия увольняемых в запас срочников, работники штаба начали готовить для них все необходимые документы. В результате автобус с дембелями прибыл на вокзал, что называется, впритык. Сунулся младший сержант Сметанин в отделение ручной клади, а на нем - амбарный замок. Что делать? Хоть сдавай свой билет обратно и приобретай другой - уже не следующий день.
К счастью, работница отделения ручной клади что-то забыла, вернулась на свое рабочее место и выручила припозднившихся солдат.
- Ладно бы, если в моем фотоальбоме были какие-то запрещенные снимки - например, военной техники или секретных объектов, - рассуждает Андрей. - А то ведь самые обычные фотки с сослуживцами… Не понятно, для чего вообще существовал этот запрет на дембельские альбомы…
Мойся сколько влезет
Но и это еще не все. Минобороны предлагает изменения такого рода. Если сегодня в Уставе внутренней службы сказано, что заместитель командира по тылу обязан обеспечить банно-прачечный день для вверенного подразделения в еженедельном порядке, то теперь норму помывки и смены нательного белья хотят увеличить вдвое и производить аж 2 раза в неделю!
Тем же, кто обслуживает технику - механикам боевых машин, дизелистам и прочим технарям, имеющим дело с горюче-смазочными материалами, - вообще лафа. Они будут мыться по мере необходимости. Для этого в каждой казарме установят душевые и стиральные машины с пылесосами. Что называется, если выпачкался до бровей, то после боевого дежурства милости просим в кабинку - офицеры проследят, чтобы она была обеспечена мылом, мочалками и банными полотенцами.
Ради интереса автор разговорился на улице с одним солдатиком на тему очередных инициатив министра обороны России Сергея Шойгу. Что любопытно, при упоминании автором этих строк самого главного генерала боец заулыбался так, будто я спрашивал про задумку его доброго приятеля.
- А вы знаете, все это у нас уже работает, - сказал рядовой. - Но - как? У нас в казарме кубриков на тридцать всего с пяток душевых кабинок, а народу под сто человек. Поэтому всем просто не успеть да и часто некогда. Но раз наш министр обещал, значит, для очередного призыва поставят дополнительные…
Немаловажно, что в проекте указа не забыты и военные арестанты. Им также будут полагаться все перечисленные блага жизни, как и обычным служивым.
Шведский стол
Но цивилизация пришла не только в банно-прачечные стороны жизни солдат-срочников, но и в их столовые. Как мы раньше уже рассказывали, в прошлом году в питание военнослужащих ввели так называемый шведский стол: первое, второе и третье - на выбор солдата или курсанта.
Более того, ныне накрывают на столы не военные повара или дежурные по кухне солдаты из наряда, а гражданские комбинаты питания, выигравшие специальный тендер. Это предполагает такой сервис: солдат или курсант может выбирать что угодно из двух-трех видов супов, горячего, гарнира и напитков. И самостоятельно "конструировать" себе какой угодно обед.
Как тут не вспомнить длинные столы на 10 человек, ведерный жбан жидкого варева из квашеной капусты, лагун с перловкой и чан с компотом из сухофруктов? И бачкового сослуживца из числа старослужащих с гигантской поварешкой (в некоторых частях этот инструмент еще называли половником), который накладывает первое-второе-третье. Он считался главным человеком в мотострелковых подразделениях. Потому что именно от него зависело, залетит тебе в миску кусок мяса или нет.
В связи с реформой уже исчезли из армейского быта такие "блатные" категории военнослужащих, как хлеборез, развешиватель масла и сахара, повар (кок) и так далее.
Со времен Петра
Впрочем, люди, недовольные самыми прогрессивными нововведениями, никогда не переводились еще, наверное, с времен царя-реформатора Петра Первого. Остались они и сегодня.
- Подумаешь, велик выбор - макароны или гречка! - возмущался молоденький солдатик, который по случаю увольнения недавно заглянул в один из обычных гражданских магазинов, чтобы затариться ингредиентами для бутербродов. - Или супы - в одном три макаронины плавают, в другом - капустные листы в догонялки играют, а в третьем - цыпленок утопился. Видимо, надоело ему жить впроголодь…
Можно встретить недовольных и среди отцов-командиров.
Один из них, собирающийся в запас капитан Александр Самодуров, так выразился насчет "цивилизирования" нашей армии.
- Нельзя так с солдатами! Еще немного, они и воевать разучатся - обленятся и станут белоручками, - ворчит "вечный" капитан. - Вспомните наших дедов - знаете, почему они войну выиграли? Потому что не зависели от быта. В любых условиях похлебку себе сварганят, самокрутку слепят, а выспятся хоть на полу. В одних портянках под сапогами они половину Европы прошли и даже мозоли себе не натерли. А сейчас что? Готовят им гражданские, моют их чуть ли не каждый день и лелеют, чтобы не бегали от армии. А на ноги - срам смотреть: носочки в ботиночках… Вот скажите, как я с такими в атаку пойду на сопку? Да они уже через километр ноги собьют и слягут до привала…
Однако таких старых ворчунов, кто втихаря ратует за традиционные ценности российского и казачьего воинства, в последнее время становится все меньше. Большинству офицеров просто не до раздумий. С приходом нового министра президент страны держит Вооруженные силы в постоянной боевой готовности, в любое время суток объявляя внезапные тревоги, даже находясь при этом где-нибудь очень далеко от родины. А Сергей Шойгу знаменит еще и тем, что придумал для своих сослуживцев различные виды военного искусства. Нашим мотострелкам, естественно, больше всего из них нравится танкобол.
Константин ШИШАРИН. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Комментарии
Душ есть, но… ледяной
Валерий БИРЮКОВ, председатель Нижегородского областного совета ветеранов войны в Афганистане:
- Я полностью поддерживаю министра обороны Сергея Шойгу в его стремлении сделать более цивилизованным быт солдат срочной службы. Действительно, в годы, когда мы служили, нам хватало того, что имелось. В Афганистане иногда приходилось довольствоваться обмылком, чтобы привести себя в порядок. Но время не стоит на месте, поэтому некоторые требования уставов действительно выглядят анахронизмами. Почему, например, в солдатской тумбочке бойцу нельзя было держать фотоальбом или шампунь. Или почему в казармах не поставить стиральные машины с моющими пылесосами? В конце концов, если на учениях солдат испачкал гимнастерку, ему не обязательно стирать ее в тазу, если существуют соответствующие механизмы.
Семен РОСЛИН, офицер пресс-службы Западного военного округа:
- У меня есть собственное мнение на сей счет, но я не уполномочен обсуждать приказы и распоряжения высшего военного и политического руководства нашей страны. Но если наш Верховный главнокомандующий подпишет проект изменений в уставы, подготовленных Министерством обороны РФ, мы будем обязаны их выполнять.
Наталья ЖУКОВА, председатель общественной организации "Нижегородский областной комитет солдатских матерей":
- Эта проблема не только назрела, но уже и перезрела. То, что предлагает Минобороны, и так практически все есть в наших воинских частях. Солдаты-срочники живут в кубриках и мыться могут не раз в неделю, а по мере необходимости. На мой взгляд, проблема сейчас состоит в другом. Например, в Мулинском гарнизоне за неуплату долгов отключили горячую воду. Два месяца молодые люди зарабатывают себе под ледяным душем насморк и простудные заболевания. Или, например, почему контрактники могут учиться заочно в вузах, а солдатам по призыву это не разрешается? Хотя почему бы командованию не отпустить 2 раза в год всего на пару недель срочника на сессию? Или для этого требуются новые изменения в уставы?
А как у них?
Без регламента
Бытовые условия в армии США на высоте. Можешь жить в казарме или снимать квартиру за 50 процентов от стоимости аренды: остальную часть платит армия. Рядовой получает 1300 долларов в месяц, а когда служишь за пределами США, твоя зарплата не облагается налогами. В столовой - 50 видов блюд, мясо есть всегда. Берешь поднос и идешь, выбираешь.
В армии Израиля солдат обеспечен всем - и морально, и материально. На завтрак дают яйцо, йогурт, кукурузные хлопья или кашу. Ланч - растворимый сок, хлеб и шоколад. Обед мясной, затем полдник. Ужин молочный, с рыбой.
Регламентированной помывки в западных армиях нет: солдат сам решает, когда ему использовать для этого свое личное время.