Столько лет Евгений Миронов держался! Не удержался: Сыграл главную роль в пошлой постановке, и не просто дал на это согласие, а сам выбрал ее в качестве антрепризной для показа в Нижнем Новгороде. "Фигаро" от скандально известного Кирилла Серебренникова был показан в ТЮЗе.
Но публика все с энтузиазмом проглотила, потому что шла "на Миронова". Как подобает пошлым постановкам, здесь женщины раздевались до белья, демонстрируя не всегда безупречные фигуры, классический текст был в сильнейшей степени загажен псевдопостмодернизмом, а Фигаро и его господин - о ужас! - ругались матом по-английски! (Для непосвященных: на букву "ф".) Впрочем, особы осведомленные утверждают, что спектакль Серебренникова явился для Миронова лишь средством помочь друзьям-актерам заработать на хлеб насущный. Тем более что в прибывшей труппе был его учитель и первооткрыватель Авангард Леонтьев (в паре с которым - Лия Ахеджакова, неизменно срывавшая шквал аплодисментов публики). Что ж, мотив благородный. Только кто сказал, что талантливые - по классическим и современным произведениям - постановки не гарантируют хорошей материальной прибыли?
В провинции публика ходит, как правило, "на актеров", и неизменные аншлаги на траченных молью традиционных спектаклях со столичными звездами - тому подтверждение. А вычурный гибрид Серебренникова - приколоченные ржавыми дюбелями к живому стволу классического сюжета жестянки истерических монологов о половой дискриминации, о социальном неравенстве, о якобы несвободе яркой личности в обществе серых интриганов и перформансов с живым саундом рок-инструментов - чрезвычайно утомил публику, которая к исходу третьего часа и позевывать начала, и ворчать слегка. Кстати, первый антракт режиссер-садист устроил через два часа. Однако контрастом бездарному, скрипучему, скрежещущему дикой неестественностью тексту многих реплик актеров (сотворенному или, точнее, натворенному Серебренниковым) была их гениальная игра. Миронову безусловно удалось собрать талантливый коллектив актеров, сыгравших скучную постановку на одном дыхании, слаженно и, не побоимся банального слова, вдохновенно. С юмором, пусть не всегда тонким, и драйвом. И хотя временами казалось, что на сцене вместо Фигаро-Миронова вдруг оказывался князь Мышкин (в занудных псевдофилософских монологах), актер с лихвой оправдал все надежды публики. И она в финале, будто очнувшись от легкого обморока и не веря, что все уже закончилось, бисировала в ритме морского прилива, дарила охапки цветов и боготворила своих кумиров.
Светлана БРОДСКАЯ.