Человеческое достоинство измеряется в конкретных суммах

Человеческое достоинство измеряется в конкретных суммах

Помните, в фильме Эльдара Рязанова в борьбе за места в гаражном кооперативе некоторые его члены начали переходить на личности. Особенно досталось героине Лии Ахеджаковой, по сценарию матери-одиночке, когда начали во всеуслышание обсуждать, от кого у нее ребенок. Увы, подобные инциденты не редкость и в реальной жизни нижегородцы все чаще стали прибегать к практике цивилизованного выяснения отношений в суде, благо закон предоставляет такую возможность.

Ходят слухи тут и там

Спор между соседями из-за границ земельных участков в помещении мирового суда одного из небольших городов близ Нижнего Новгорода закончился до того обидными оскорблениями для одной из участниц конфликта, что она была вынуждена потребовать сатисфакции за свою оскорбленную честь.
Супруги Марина и Сергей Белолобовы вместе с оппонентами стояли в ожидании заседания по их земельному делу у дверей зала во дворце правосудия. Кроме них в коридоре были еще какие-то люди. И тут соседка начала обвинять Белолобовых в том, что у них семья ненормальная, что они оба алкоголики, да и сейчас пьяны. Ей поддакивал и ее папаша. Женщина сыпала обвинениями даже в кабинете судьи:
- И вообще, у вас с мужем нет детей и быть не может, потому что Марина бесплодна!
У Марины затряслись руки, она не ожидала, что при всем честном народе кто-то начнет обсуждать то, о чем лишь они с мужем могли вдвоем между собой тихо сокрушаться. Белолобовы, между прочим, вообще были равнодушны к алкоголю. И этот оговор вместе с тем, что их назвали психами, для Марины стал настоящим шоком.
Городок их небольшой, слухи о личной жизни Белолобовых могли распространиться молниеносно, ведь оскорбления соседки слышали другие люди.
Женщина подала в городской суд иск к соседям о защите чести и достоинства. Она просила правосудие признать не соответствующими действительности распространенные сведения и взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 30 тысяч рублей.
- Я и супруг были трезвы, спиртное я не употребляю в принципе, не курю, муж мой также не пьет. На учете у психиатра, нарколога мы не состоим. Соседка высказалась по поводу нашего психического нездоровья и алкогольного опьянения в присутствии двоих неизвестных мужчин, находившихся в коридоре. Все это не соответствует действительности. Мы с мужем желаем родить ребенка, но пока этого не случилось, а заключения специалистов-медиков о том, что мы не можем иметь детей, нет, - держала речь в суде Марина.
- Слова соседей привели к нервному срыву у супруги, у нее началась бессонница, она стала принимать лекарства, - поддерживал ее Сергей.
Ответчики между тем мямлили, что никто из посторонних не мог слышать того разговора. Люди в коридоре входили и выходили, не обращая никакого внимания.
Для установления истины суду пришлось вызывать родню с обеих сторон.
Выяснилось, что сплетни соседи могли слышать от одного из своих родственников. Тот заявил, что Сергей ему как-то говорил, что взял Марину в жены с ребенком, но они пытаются завести общего ребенка, но у них не получается. Так что Сергей собирался усыновить мальчика.
В итоге суд пришел к выводу, что "ответчиками сведения были распространены в присутствии неустановленных третьих лиц при отсутствии достаточных мер конфиденциальности с ее стороны". Суд также сделал заключение, что распространенные сведения о том, что Белолобовы находились в "пьяном угаре", не соответствуют действительности, являются оскорбительными для истца и дискредитирующими ее в глазах окружающих.
Также суд нашел доказанным распространение не соответствующих действительности сведений о том, что Белолобовы не могут иметь детей. Достоверность данной информации стороной ответчика не подтверждена.
Поскольку сведения о здоровье составляют охраняемую законом тайну, то суд посчитал оскорблением распространение этих сведений. Ведь из объяснений Марины следовало, что она свое состояние здоровья с соседями не обсуждала, о наличии каких-либо проблем с ним в известность не ставила, на распространение сведений о состоянии ее здоровья не уполномочивала.
Вывод - слова ответчиков в адрес истицы носили порочащий характер, были выражены в оскорбительной форме для истицы, унижающей ее честь и достоинство.
В итоге суд, признав не соответствующими действительности сведения, распространенные ответчиками, обязал ответчиков в течение 10 дней устно опровергнуть в присутствии Марины указанные сведения. Кроме того, с каждого из двух ответчиков будет взыскано по 2 тысячи рублей в пользу Марины в качестве компенсации морального вреда.

Прямая дорога в суд

- Необходимо различать понятия "честь", "достоинство" и "деловая репутация", - поясняет адвокат Николай Остроумов. - Честь - это объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Достоинство - это самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально значимых критериях моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности. Репутация - это сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств. Деловая репутация - оценка профессиональных качеств.
Человек, желающий защитить свои честь и достоинство, должен знать о существовании статьи 152 Гражданского кодекса. В ней прописано, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Даже после смерти человека закон допускает его защиту чести и достоинства. Кстати, опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом (например, в СМИ). При этом опороченный гражданин наряду с опровержением вправе требовать компенсации убытков и морального вреда от распространителя указанной информации.
- Как указано в постановлении Пленума Верховного суда № 3 от 24.02.2005, "требование о компенсации морального вреда может быть заявлено самостоятельно, если, например, редакция средства массовой информации добровольно опубликовала опровержение, удовлетворяющее истца, - говорит адвокат. - Таким образом, требование о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению наряду с иными требованиями, содержащимися в иске о защите чести, достоинства и деловой репутации. Моральный вред компенсируется независимо от вины причинителя".

Обвинение без доказательств

Бывает горько и обидно, когда тебя кто-то несправедливо обвиняет в ошибках или даже в злонамерениях, да еще и ославит тебя по всем твоим служебным связям. При этом ты, наоборот, исполнительный и ответственный работник. И в таких случаях защитить свою честь и достоинство нижегородцам удается, хотя это бывает совсем не просто.
Жительница Нижнего Новгорода Ирина Орлова работала в госучреждении, и через нее проходили инвентаризационные планы БТИ. Однажды ее руководству пришло письменное заявление от одной семьи. Его авторы настаивали на том, что Ирина в одном из документов переправила буквы и цифры. И "подкорректированный" ею план якобы пошел дальше по инстанциям. Это повлекло проблемы для нижегородцев. Заявители требовали от руководства провести служебную проверку в отношении Ирины.
Между тем ее начальник ответил обратившимся, что внесение тех или иных исправлений в инвентаризационные планы объективно невозможно. А проводить проверку по обвинению, по сути, в уголовном деянии он не уполномочен, этим должны заниматься правоохранительные органы.
Тем не менее Ирина стала ловить на себе косые взгляды коллег, расшалились нервы, стала болеть голова, покалывало сердце... В конце концов она решила, что те, кто распространил о ней вранье, должны ответить по закону, и отправилась в суд. В своем иске она указала, что высказывания ответчиков порочат ее честь и достоинство:
- Я являюсь законопослушным гражданином, на работе неоднократно поощрялась за добросовестный труд. Прошу взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 60 тысяч рублей.
Разбирая обстоятельства этой истории, суд заметил, что ответчики не предоставили никаких доказательств вины Ирины. Какого-то приговора суда о признании ее виновной в указанном деянии у них на руках нет. Да и в полиции по запросу суда сообщили, что Ирина не привлекалась к уголовной ответственности.
В итоге суд признал не соответствующими действительности и порочащими честь и достоинство Ирины распространенные ответчиками сведения о том, что она путем превышения должностных обязанностей произвела ряд подделок в инвентаризационном плане БТИ. С них будет взыскана в пользу Ирины компенсация морального вреда в размере 25 тысяч рублей.

Размер имеет значение

- Лицо, обращающееся за защитой, вправе указать в исковом заявлении любую сумму компенсации морального вреда. Законодательно данное право лица ничем не ограничивается. Окончательный размер будет определен судом. В обобщении судебной практики по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации, подготовленном Нижегородским областным судом, указано, что "при определении размера компенсации морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию истца, учитывались конкретные обстоятельства дела, степень распространения сведений, характер и содержание высказывания, материальное положение ответчика, принцип разумности и справедливости, индивидуальные особенности истца, соразмерность денежной компенсации тяжести причиненных истцу нравственных и физических страданий, - говорит Николай Владимирович. - На сегодняшний день в практике судов Нижегородской области максимальной является сумма в размере 100 тысяч рублей. На законодательном уровне минимальные и максимальные размеры сумм компенсации морального вреда не установлены. Поэтому рекомендуем собирать как можно больше доказательств, обосновывающих размер заявленной вами компенсации.
Тем не менее и из правил есть исключения. Мы уже рассказывали о том, как на сосновских врачей необоснованно завели уголовное дело. Четыре года потребовалось им и главврачу Сосновской ЦРБ Светлане Трифоновой, чтобы добиться того, чтобы с них сняли все обвинения в подлоге и мошенничестве. Лишь в июне прошлого года прокурор Сосновского района принесла им письменное извинение от имени государства за незаконное уголовное преследование.
Три с половиной года главврач ЦРБ находилась под подпиской о невыезде. Бесконечная ходьба по инстанциям, многочисленные обращения во все органы с доказательствами своей невиновности потребовали немалых моральных и физических сил. Четыре года Светлане Викторовне приходилось жить и работать в атмосфере подозрительности и недоверия со стороны земляков. Нанесенный ей моральный вред она оценила в полтора миллиона рублей, но на заседании суда, который состоялся в декабре 2014 года, ее иск удовлетворили частично, обязав государство выплатить 300 тысяч рублей.

Ольга МАКАРОВА. 
(Фамилии и имена персонажей реальных историй изменены по этическим соображениям.)

Справка "НН"

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

А как у них?

Известная актриса Кэти Холмс добилась публичных извинений от журнала Star, который фактически объявил жену Тома Круза в пристрастии к наркотикам.
На обложке журнала красовался заголовок "Кэти - наркошокер!", а на его страницах была размещена статья, из которой каждый мог узнать, что Кэти Холмс якобы имела зависимость от одного из сильнодействующих наркотических препаратов. Этой статьей журнал фактически оскорбил не только актрису, но и ее мужа Тома Круза. Кстати, в статье утверждалось, что Кэти намеревалась уйти от Тома.
Знаменитость назвала эту публикацию "дешевым трюком" с целью привлечения к себе внимания и увеличения продаж и подала на журнал иск в суд о защите чести и достоинства. Изначально она требовала компенсации за моральный ущерб в размере 50 миллионов долларов и публичных извинений. Однако теперь стало известно, что дело удалось урегулировать на этапе досудебных слушаний. Стороны сошлись на том, что журнал опубликует на обложке своего ближайшего номера фразу: "Star извиняется перед Кэти Холмс", - и перечислит круглую сумму (размеры ее не уточняются) в благотворительный фонд, который курирует 32-летняя знаменитость.

Следите за нашими новостями в удобном формате