Свою первую роль в кино Дарья Мороз исполнила в младенчестве. Она сыграла похищенного ребенка (что примечательно, мальчика) в фильме Динары Асановой "Милый, дорогой, любимый, единственный". Можно сказать, что дебют состоялся благодаря блату: Дарья родилась в известной кинематографической семье актрисы Марины Левтовой и режиссера Юрия Мороза. А вот в дальнейшем всего в профессии она добивалась сама. Ей всего 23, а на ее счету уже около двадцати достойных работ в кино- и телефильмах, да к тому же в театре - на сцене МХТа имени Чехова. Сейчас Дарья занята в главной роли на съемках картины Александра Прошкина "Живи и помни", которые проходят в Нижегородской области. Там корреспонденту "НН" и удалось с ней пообщаться.
- Даша, вы снимаетесь в фильме по повести Валентина Распутина. А сами любите такую литературу? Мне кажется, для многих актеров и зрителей вашего возраста литература "деревенщиков" - это архаика.
- Я за всех не буду говорить, а мне безумно нравится эта история.
Я не могу сказать, что читала у Распутина все, но какие- то вещи вроде "Уроки французского", "Деньги для Марии", "Прощание с Матерой" я люблю. А что, Астафьева не читают?
Толстого не читают? Хорошая литература и есть хорошая.
Если ты хочешь быть на каком-то уровне то, как минимум ее надо читать и знать.
- Да, но мир, изображенный у Распутина, почти исчез.
Александр Анатольевич Прошкин говорил, что даже натуру для съемок найти трудно: - Правильно, страна-то вымирающая.
Например, моя деревня находится на Псковском направлении: там Эстония рядом, хорошие дороги, деревни цивилизованные, дачи. Там какое- то перспективное направление, там все нормально. А здесь направление вроде как не перспективное... Я как-то отравилась в Москве и, когда сюда приехала, попала в больницу в близлежащее село. А вокруг пустые дома, темнота... И врачи говорят: "А чего вы хотите? У нас все производства позакрывали.
Молодежи нет, все валят, жизни никакой нет..." Вид умирающей страны - это страшно.
Здесь же, вы посмотрите, поля огромные, пространства. Сажай, сей: а некому. Существуют большие города. А все остальное - примерно в таком состоянии.
- Фильм и об этом тоже?
- Да. Александр Анатольевич мне говорил, что, когда приехал сюда на выбор натуры, увидел эти дома и этих людей, понял, что мы так далеки от них и что снять про них кино - это поступок. Когда я на все это насмотрелась, я стала его понимать.
Все это очень грустно.
- Даша, скажите, у вас для работы всегда есть силы?
Вы не склонны унывать, давать слабину?
- У нас такая работа - нам нельзя. Вот сейчас у меня "забег", который начался с февраля (тогда была неожиданная премьера), а закончится он в конце июня. После съемок "Живи и помни" будет еще одна премьера в театре, потом гастроли, и еще надо закончить два кинопроекта. И я не знаю, когда я наберусь сил, потому что уже сейчас немного задыхаюсь, а еще вон две сложнейшие сцены надо сыграть: - Вы спокойно, уверенно себя чувствуете с актерами, которые старше, опытнее, известнее?
- Да, абсолютно. Поначалу, может, и была робость, присущая возрасту, но никогда ни перед одним известным актером не было такого: "Ой, умираю!" Я отношусь к партнерам, которые меня опытнее, с нормальной долей страха, с уважением и с пониманием субординации.
Не могу сказать, что я у кого-то набираюсь опыта. Наверное, речь может идти только о том, что, когда работаешь с более взрослыми актерами, это дает багаж скорее партнерский, чем актерский. Научаешься вот этому соприкосновению "петелька - крючочек", когда завязываешься за партнера и дальше с ним идешь. У молодых по этой части дела не очень, особенно если они в театре не работают.
Поэтому как раз взрослым артистам с молодыми сложно: между ними мало партнерского взаимодействия.
- Расскажите, что за фильм "Апостол", в котором вы снимаетесь?
- Это проект Первого канала, сначала его автором был режиссер Геннадий Сидоров (автор фильма "Старухи". - Авт.), но он уже сошел с дистанции, сейчас его сменил Николай Лебедев (режиссер фильмов "Змеиный источник", "Поклонник", "Звезда", "Волкодав". - Авт.).
Это 10 - 12-серийный фильм с Женей Мироновым в главной роли, он и худрук проекта. Я играю жену его героя. Еще скоро буду продолжать сниматься в "Доме солнца" - это фильм Гарика Сукачева.
- Завершил ли ваш папа съемки телефильма "Братья Карамазовы"?
- Да, он все доснял, монтирует.
Две серии, по-моему, уже смонтированы. Папа замечательный режиссер, и с ним замечательно работается. Он мне дает сыграть то, чего, наверное, больше никто бы не дал, потому что хорошо меня знает и понимает мои возможности. С другой стороны, от чего-то он меня, наоборот, бережет.
- А чего бы вы сами себе никогда не позволили в профессии?
Есть у вас какие-то самоограничения, табу?
- Порнуха.
- И все? А как насчет каких- нибудь жутких, но обаятельных героинь?
- А я таких играю периодически.
- Но вот, например, Сергей Маковецкий почему-то отказался играть у Алексея Балабанова - казалось бы, "своего" режиссера - в новом фильме "Груз 200". Хотя тоже переиграл многих злодеев: - Ну, может быть, ему роль не понравилась. Я бы, например, не стала сниматься в длинных сериалах, потому что это тоже своего рода порнуха.
У меня в гостинице сейчас один канал показывает - Первый.
Я прихожу с площадки, где мы занимаемся действительно профессией (потому что Александр Анатольевич - человек уникальный, он может таких вещей добиваться от актеров, каких никакой другой режиссер не добьется!), а после этого я вижу эти сериалы: И понимаю, что лучше туда не соваться. Когда ты на забеге в 120 серий и надо сниматься год, а текст и история совершенно "никакушные", это ужасно расхолаживает. Я понимаю, что существуют какие- то причины, по которым актеры снимаются в этих сериалах, но слава богу, у меня пока нет таких проблем, которые бы заставили меня туда пойти. Хотя меня зовут.
- Мне очень понравилась ваша фраза в одном из интервью: "Пиар не мой путь, потому что в профессии нужно жить долго". Вас так с детства воспитали или вы нажили это понимание, уже став актрисой?
- Нет, это папа все время мне внушал. Думаю, он имел в виду, что не стоит хвататься за все подряд, не стоит рваться.
Надо работать честно и умно, грамотно выбирая материал и режиссеров, если тебе дается такое право. А мне такое право дано уже несколько лет как.
Это замечательно, и вот это уже мое личное достижение. А если хватаешься за все подряд, это, во-первых, выхолащивает, а во-вторых, можно примелькаться и стать никому не интересной. В последние года три я работаю примерно в двух кинопроектах в год. И еще в театре, сколько получается. Мне этого достаточно, чтобы успевать наполняться чем-то заново.
Более того, чтобы успевать читать, думать, смотреть, жить, в конце концов. Жизнь такая интересная. Зачем же зарываться в театре, кино, вариться в этом бульоне?
Беседовала Ольга ГОРНОВА.
Справка
Дарья Мороз снималась в фильмах "Черный квадрат", "Кризис среднего возраста", "Фортуна", "Афинские вечера", "Саломея", "Женская логика", "Каменская-2. Я умер вчера", "Дикарка", "Театральный блюз", "Женщины в игре без правил", "Штрафбат", "Гибель империи", "Точка", "Нанкинский пейзаж". Окончила школу- студию МХАТ. За сценические работы Дарья Мороз была удостоена премии "Московские дебюты" как студентка, играющая на большой сцене. За роль Вари в драме "Дикарка" актриса была отмечена призом Веры Холодной в номинации "Я помню чудное мгновенье".