Свои спектакли на этот впервые прошедший Всероссийский фестиваль представили труппы из Самарской области, Саратова, Костромы, Рязани, Воронежа, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Красноярска. В этом ряду мог бы оказаться и Нижний Новгород: оргкомитету фестиваля понравилась постановка нашей академдрамы "Смерть Тарелкина", но театр опоздал с заявкой.
Старая Самара - это простор. По всей городской набережной тянется пляж с детскими и спортивными площадками, он длиннее, чем где-либо на Волге. Главная площадь города - имени Куйбышева - одна из самых больших в стране. Когдато здесь был огромный храм Христа Спасителя, а теперь стоит невероятных размеров, в стиле сталинского ампира, здание театра оперы и балета. Сейчас театр на реконструкции, и, по свидетельству горожан, из него хотят сделать "вторую Мариинку". Амбиции самарцев не беспочвенны. В годы войны маленький провинциальный городок Куйбышев едва не стал второй столицей СССР. Сюда были эвакуированы Большой и "Александринка", знаменитые деятели культуры и посольства разных стран. Возможно, в крайнем случае сюда переехал бы и Верховный главнокомандующий. Для него столичные метростроевцы в рекордные сроки соорудили грандиозный объект в 12 этажей под землей, именуемый сейчас "бункером Сталина". "Волжские театральные сезоны" - один из четырех всероссийских театральных фестивалей, проводимых в Самаре. Председатель жюри, известный московский театровед Наталья Старосельская прочитывает много современных европейских пьес: шокирующих до тошнотворности, но котирующихся на современных театральных фестивалях. Поэтому она различает "спектакли" и "фестивальные проекты" и с сожалением замечает, что последние сегодня преобладают. А режиссеров, которые строят свой театр, а не гоняются за премиями, становится все меньше.
На самарском фестивале все было несколько иначе. Ведь его тема была обозначена как "Классика: традиция и эксперимент". Гран-при получила постановка самарского "Самарта" - "На дне". Другой сенсацией фестиваля стала работа 22-летнего(!) режиссера Тимофея Кулябина "Пиковая дама" в знаменитом театре "Красный факел" из Новосибирска. К сожалению, не была отмечена призами необычная постановка рязанского театра кукол по "Двенадцати" Александра Блока. "Волжские сезоны" доказали, что фестиваль - это прежде всего общение, а не демонстрация экспериментов. Ведь где еще встретились бы, например, 80-летние актрисы из Костромы и Новосибирска? Следующий фестиваль пройдет через два года. Будем надеяться, наши театры на нем себя тоже покажут.
Ольга ГОРНОВА.