Некоторые нижегородцы предпочитают выходить из своего личного финансового кризиса за счет фирмы.
Кризисные явления в экономике, как правило, оборачиваются и нервными срывами граждан, задумывающихся о хлебе насущном. Вопрос, где взять денег на все дорожающую жизнь, задает, пожалуй, каждый из нас. Кто-то находит более оплачиваемое место, кто-то набирает кучу подработок, кто-то влезает в кредиты. Однако некоторые граждане полагают, что для решения своих проблем можно залезть в карман работодателя. И вроде бы они имеют на то право: заслужили многолетним честным трудом во славу родной организации. "Так почему я не могу попользоваться?" - думает очередной будущий подследственный, считая это как бы премией себе от руководства, которое его немножко недооценивает.
Без возврата
В итоге фигурантами судебной хроники по статье УК "Растрата или присвоение" становились за последние два-три года нижегородцы совершенно разных профессий и сфер деятельности. Это и кассирша Сбербанка, присвоившая деньги клиентов на общую сумму 1 миллион 65 тысяч рублей и тем самым нанесшая работодателю большой урон. Это и начальник отделения почты, присвоившая выручку от розничной торговли на 90 тысяч рублей. Это и директор страховой компании, которая заключала договоры на страхование клиентов, а страховую премию (по нескольким эпизодам 400 тысяч рублей) клала себе в карман. Аналогично поступала директор турагентства, которая деньги туристов за путевки "забывала" сдавать в кассу (всего 3 миллиона рублей). В этом же списке и молоденький судебный пристав, которая позарилась на 90 тысяч рублей, полученные от неплательщика.
Были среди растратчиков и представители одной из гуманнейших сфер - образования. Так, директор школы-интерната принял на работу фиктивных сотрудников, а их зарплату забирал себе. Между прочим, накопилось 992 тысячи рублей.
Это и доблестный начальник гаража УФСКН, который заправлял свой личный автомобиль на деньги управления. Правда, его поймали еще на невысоком уровне растраты - 18,5 тысячи рублей.
В присвоении был замечен и "бедный" бизнесмен. В ходе деятельности своего предприятия он почему-то перечислял деньги не поставщикам, а на свой личный расчетный счет. Также он у своей же фирмы брал займы, но не отдавал. Так, совсем немножко - почти 8 миллионов рублей.
Но, пожалуй, в чемпионы-растратчики можно было бы записать экс-директора "Нижтехинвентаризации", который пустил 300 миллионов рублей якобы на оцифровку архивов, а на самом деле взял себе.
- Если гражданин не главный бухгалтер и не руководитель предприятия, то обычно такое преступление, как растрата или присвоение, выявляется при проведении годовой ревизии деятельности. Ведь, как правило, полная инвентаризация на предприятии проводится раз в год, - поясняет начальник отдела экономики следственной части СУ ГУ МВД России по Нижнему Новгороду подполковник юстиции Вера Леванова. - Обычно они объясняют свои действия так. Мол, думали, что возьмем деньги, а перед ревизией вернем. Но в моей практике случаи возвратов не встречались. Мы расследуем тяжкие преступления, и срок давности по ним - шесть лет. Даже если человек, допустивший растрату и присвоение, за это время уволился, он все равно будет привлечен к уголовной ответственности. Наказание, как правило, зависит от суммы ущерба и от того, возмещен он или нет. И далеко не всегда это условный срок. Так, в прошлом году бухгалтер ООО, которая причинила материальный ущерб в особо крупном размере на сумму более пяти миллионов рублей, получила по решению суда 2,5 года реального срока.
Хотя, как правило, многие отделываются условными наказаниями. Но вот директор турагентства оказалась на зоне на полтора года. На три года за решетку направил суд и бывшего директора "Нижтехинвентаризации".
В окружении белых тапочек
На днях нижегородские следователи направили в прокуратуру обвинительное заключение по уголовному делу о растрате в отношении ныне уже бывшего старшего продавца… похоронного бюро.
В середине девяностых Валентина Коптелова (имя и фамилия обвиняемой изменены.), молодая жительница Сормовского района Нижнего Новгорода, не получив никакого специального образования, смогла устроиться лишь в магазин по продаже ритуальных принадлежностей.
Возможно, Валя поначалу предполагала, что задержится в этом невеселом месте недолго. Но потом венки и букеты из искусственных цветов перестали ее напрягать. Товар как товар. Зато покупатели здесь не скандалили, а, наоборот, были признательны за помощь и участие молодой продавщицы в минуты их скорби.
Время шло, Валентина и не заметила, как среди крестов и саванов промелькнуло почти два десятилетия ее жизни. Руководство конторы полностью доверяло своему старшему продавцу. Нареканий на нее никогда не было. Необходимости в каком-то пристальном контроле не возникало.Однако в конце прошлого года Валентину, что называется, бес попутал, или, как говорится на языке полицейских протоколов, у нее возник преступный умысел.
К тому моменту в магазине Валентина работала в полном одиночестве. Она смекнула, что никто, кроме нее, не знает, сколько реализуется товара. Между тем инвентаризация происходит только раз в год.
Вот Валентина и решила, что, продавая товар клиентам, она не будет выдавать им квитанции и чеки и сдавать денежки в кассу. А отчеты в бухгалтерию она подделает. Так она и сделала.
Уж кому, как не ей, было знать особенности своих посетителей. Зачастую родственникам усопших было не до чеков. Но некоторые все-таки требовали квитанции, особенно когда шел полный заказ на захоронение. В подобных случаях Валентина проводила все строго через кассу.
Как потом рассказывала на следствии сама Валентина, похищенные деньги она тратила на оплату кредитов. Кредит, оформленный в одном банке еще восемь лет назад, стал для нее в эпоху кризиса тяжелым бременем. Сначала она сняла с кредитки 50 тысяч рублей, потом еще примерно столько. Вернуть же никак не получалось, поскольку процентная ставка была слишком высока. Затем ее угораздило вляпаться в кредит еще в одном банке. Задолженность росла как снежный ком.
- Моя зарплата в магазине складывалась исходя из проданной продукции: чем больше продаж, тем выше зарплата. Но в 2014 году рядом с нашим магазином открылась другая торговая точка ритуальных услуг, у которой было больше рекламы и оформление выглядело лучше. Поэтому покупатели пошли туда, продаж у нас стало мало. За 2014 год я получила зарплату на общую сумму примерно 104 000 рублей, других источников дохода не имела. Денег на оплату двух кредитов и продуктов питания и прочих расходов не хватало. Я живу одна в квартире, доставшейся мне от родителей. Только за коммуналку я плачу 5000 рублей. Кроме того, у меня болит нога, и я езжу на работу туда и обратно на такси, а это примерно 250 рублей, - жалобила Валентина следователей.
Итак, в конце октября 2014 года в ходе инвентаризации и выявлена недостача денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Товар, которым торговала Валентина, увы, можно назвать ходовым. Хоронят-то в городе каждый день. Веночки и покойницкая одежда между тем в цене. Белые тапочки порядка 100 рублей, венок от 300 до 2000 рублей, платье женское от 400 рублей, костюм мужской - от тысячи. Общий ущерб, который продавщица причинила своему работодателю, составил 314 851 рубль.
В итоге сорокатрехлетней сормовичке вменили растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному. В ходе следствия с Валентины взяли подписку о невыезде. После увольнения из ритуальной конторы она устроилась на железную дорогу продавать билеты. Оттуда правоохранителям на нее также пришла положительная характеристика.
УК не разжалобишь
Не правда ли, обвиняемая вызывает больше сочувствия, чем осуждения? Впрочем, не только у обывателя, но и у опытных правоохранителей.
- Обвиняемая оставляет о себе только положительное впечатление, - говорит следователь по особо важным делам Следственной части Следственного управления УМВД России по г. Нижнему Новгороду майор юстиции Ольга Макеева. - Человек, который 18 лет проработал в таком месте, заслуживает уважения. Она очень многим нижегородцам помогла схоронить своих близких. При этом она осталась позитивно настроенным человеком. Она всегда была на хорошем счету у руководства и коллег, награждалась за профессионализм благодарственными письмами от администрации. Просто у нее возникла тяжелая жизненная ситуация. Она набрала слишком много кредитов. Это были карты, которые присылают кредитные организации по месту жительства, под бешеные проценты. Помочь с деньгами ей было некому, и она решила пойти на такое преступление. До этой ситуации никто из сотрудников организации, где она работала, ничего плохого о ней сказать не мог. Когда ее действия вскрылись, она практически сразу признала свою вину. Ранее она не была судима. Сейчас она осознает, что произошло, спокойно объясняет причины своих поступков.
И все-таки Уголовный кодекс предупреждает: растрата и присвоение - это преступление. Ища путей из круга бедствий, помните о последствиях. Преступление лишь усугубит ваше положение.
Ольга МАКАРОВА.
Справка "НН"
Объект присвоения и растраты полностью соответствует объекту любого хищения, т.е. это отношения собственности. Но предметом присвоения или растраты может быть не любое имущество, а лишь то, которое вверено виновному. То есть необходимо наличие у виновного правомочий в отношении этого имущества.
Если лицо не обладало полномочиями по правомерному владению имуществом, то тайное хищение чужого имущества лицом, имеющим доступ к похищенному в силу выполняемой работы или иных обстоятельств, должно быть квалифицировано по статье "Кража".
Правомочия по вверенному имуществу обычно оформляются документами (договорами) либо в отношении имущества, находящегося в ведении работников, локальными актами организации, трудовыми договорами.
При присвоении имущество находится у виновного, который незаконно им владеет. Растратой же является противоправное отчуждение, потребление, израсходование вверенного имущества, т.е. взамен правомерного владения виновный незаконно пользуется и распоряжается имуществом.
Присвоение и растрата отличаются от мошенничества, совершенного путем злоупотребления доверием.
Под злоупотреблением доверием понимается использование доверительных отношений с потерпевшим в силу сложившихся отношений. Для квалификации по ст.160 УК РФ, предусматривающей ответственность за присвоение и растрату, необходимо наличие юридически закрепленных отношений между собственником и виновным, которому вверено имущество.
Цифра
По данным Управления Судебного департамента в Нижегородской области, в 2012 году по статье "Присвоение и растрата" районными и городскими судами региона было вынесено 13 приговоров, столько же - в 2013 году, а за первое полугодие 2014-го - два.
А как у них?
Отставной сотрудник пенсионного отдела Главного управления полиции Таиланда была осуждена на 1860 лет тюрьмы. 44-летняя женщина подделывала подписи пенсионеров и получала за них пенсионные выплаты. Всего с 1994 по 1998 год полицейский бухгалтер похитила 394,6 тысячи таиландских бат (13,56 тысячи долларов). За каждый эпизод хищений бангкокский уголовный суд приговорил ее к пяти годам лишения свободы и возмещению похищенных средств. Но так как недавно принятый в Таиланде закон запрещает приговаривать подсудимых более чем к 50 годам тюрьмы, срок тюремного заключения бывшего полицейского бухгалтера был сокращен до 50 лет.
***
Бывшего президента Франции Жака Ширака признали виновным в растрате средств по делу о создании фиктивных рабочих мест в период его работы в мэрии французской столицы. Исправительный суд Парижа дал ему два года условно.
Ширак, руководивший Францией два срока подряд, с 1997 по 2005 год, стал первым экс-президентом страны, которого судит Исправительный суд. Он проходил обвиняемым по двум делам, относящимся к тому времени, когда он был мэром Парижа. Одно из дел рассматривалось судом Нантера, второе - парижским судом. В рамках первого дела он обвиняется в создании семи фиктивных мест в 1990 - 1994 годах, в рамках второго - 21 фиктивного рабочего места в 1992 - 1995 годах.
***
Католического священника из штата Коннектикут арестовали по подозрению в растрате 1,3 миллиона долларов США. Полиция считает, что пастор, возглавлявший приход в Уотербери, на протяжении семи лет тратил приходские деньги на дорогие отели и рестораны, одежду, а также услуги мужского эскорта. 64-летний подозреваемый также оплачивал обучение и аренду жилья двоим своим друзьям. Часть денег, в растрате которых подозревают священника, пропала из сбережений прихода, остальные выделялись на оплату счетов.
Кстати, ранее в Коннектикуте был осужден священник, который признал себя виновным в растрате более миллиона долларов. Его приговорили к трем годам лишения свободы, но он умер, не дождавшись освобождения.