И будешь баобабом тыщу лет…
Вероника Павловна, 80-летняя пенсионерка, приехала в частное бюро ритуальных услуг, едва там начали свой рабочий день. Поделилась своим горем с менеджером: у нее умер муж, с которым прожила более 50 лет. Она стала расспрашивать о видах захоронения. А когда менеджер стал перечислять стандартные услуги, женщина спросила, можно ли кремировать супруга. Просьба не такая уж и редкая, и в отсутствие в Нижнем Новгороде крематория ритуальная компания возит тела умерших для кремации в Москву. Однако на этом пожелания пожилой женщины не ограничилась.
Возрождение к жизни
- Я слышала, что есть специальные урны для праха, - заявила Вероника Павловна, - из которых вырастает дерево…
Сотрудники фирмы действительно слышали, что такой новый вид погребения набирает популярность как в Европе, так и в России, однако до этого к ним с такой просьбой никто не обращался.
- Хочу посадить такое деревце у себя во дворе, - сказала женщина, - чтобы смотреть на него и вспоминать моего Василия. Он всегда будет рядом со мной, пока я не умру.
В компании, как в любой другой, борющейся за свою репутацию, все же взялись выполнить и этот заказ, заручившись согласием своих коллег из столицы. В Нижнем Новгороде, таким образом, может появиться новый вид погребения.
Использовать для захоронения праха покойных так называемые биоурны в России стали, оглядываясь на Европу. До определенного времени их применяли владельцы для "увековечения памяти" своих животных. И постепенно эта практика стала применяться живыми родственниками усопших.
Изготовлена урна из биоразлагаемых материалов. Внутри нее находятся питательные компоненты и семена кедровой сосны, которые могут быть заменены любыми другими семенами или растениями на выбор клиента и в соответствии с климатом региона.
Как утверждают производители, концепция такого захоронения заключается в "трансформации" смерти и возвращении к жизни через природу.
Прежде чем поместить урну в землю, нужно смешать компоненты, имеющиеся в комплекте с почвой того места, в которую планируется ее закопать. В нижнюю часть этого своеобразного сосуда предварительно засыпают прах человека. При покупке его клиент получает все необходимое для посадки дерева. Урна разделена на две капсулы: верхняя обеспечивает хорошее состояние семян, пока они начнут прорастать, а в нижней, собственно, и находится сам прах. Разлагаясь в земле, обе части урны соединяются и из нее начинает произрастать дерево.
Как бы кощунственно это ни звучало, произрастает оно, питаясь человеческим прахом. В основном такие "саженцы" выращивают на территории частного дома, поскольку на кладбище, оказывается, можно разводить далеко не всякую растительность.
- Если мы говорим о том, чтобы посадить такую урну на могиле, то этого делать нельзя, - пояснили нам в муниципальном предприятии "Комбинат ритуальных услуг Нижнего Новгорода". - Есть положение о погребении, в котором прописан перечень деревьев и кустарников, которые можно сажать на кладбище. В соответствии с этим положением высаживать можно только низкорослые кустарники. Что касается именно этой услуги, то наш комбинат их не оказывает, поскольку мы предприятие муниципальное и подобного вида захоронения нет в перечне услуг.
Тем не менее в КРУН подтвердили, что такого рода услуги ритуальные компании оказывают в других городах.
Ломая стереотипы
Сегодня приобрести биоурну для захоронения праха будь то родственника или любимого животного не так сложно. Интернет буквально пестрит предложениями. Стоимость урн варьируется от 5 до 9 тысяч рублей, в зависимости от дерева, которое покупатель желает видеть у себя на участке.
Мнения россиян в Сети по этому поводу разделились на кардинально противоположные. Молодые беззаботные люди, кому еще не ведомы проблемы, заставляющие задуматься о продолжительности собственной жизни, на эту тему больше шутят. Так, кто-то пишет, что обязательно хочет быть деревом после смерти, на что другие пользователи отвечают им, дескать, ты и при жизни - овощ. Люди старшего поколения относятся к такому нововведению, как правило, более сдержанно, предпочитая тщательным образом изучить вопрос прежде, чем что-то на этот счет сказать. А вот пенсионеры, особенно верующие, считают это аморальным и богохульством.
Православные обычаи в принципе исключают кремацию, не говоря уже о такой "реинкарнации" в растение. Как считает большинство представителей Русской православной церкви, она отличается бездушием, бессмысленностью, отсутствием любви к ближнему.
Впрочем, Вероника Павловна, которая таким образом решила сохранить память о покойном супруге, как раз руководствуется мотивами иного рода. Мужа она как раз любит и после его смерти. Более того, своим детям она завещала похоронить ее таким же образом, посадив ее деревце рядом с прахом супруга. Объектом "реинкарнации" пенсионерка избрала ель.
За ваши деньги - все, что угодно
Современный рынок ритуальных услуг, подпитываемый жесткой конкуренцией, богат на выдумки. В основном изощряются занятые на этом рынке компании западных стран. Наши все больше копируют, хотя иные из услуг не вписываются в российскую действительность, не отвечают нашим моральным и культурным ценностям.
Так, необычный способ использования праха придумала американская компания Interaction Research Studio. Здесь предложили изготавливать из праха умершего… карандаши! Прах покойного прессуется в стержень с добавлением графита. Получается 240 карандашей. На каждом карандаше из коробки вытеснено имя покойного. Идея состоит в том, что можно использовать только один карандаш из коробки, пока он не закончится. При этом точить карандаш необходимо тоже особым способом, собирая все отходы стержня в коробку.
Художница Рейвен Коллинз, также из США, предложила рисовать портреты из останков умершего. Такая идея пришла к ней после смерти ее двух племянников, которые погибли при пожаре. Коллинз нарисовала портреты детей, чтобы люди имели возможность попрощаться, видеть и запомнить их лица. После этой ужасной трагедии Коллинз начала рисовать портреты покойных, добавляя к краскам прах, чтобы сохранить какую-то частицу родных и близких не только в воспоминаниях. По словам Рейвен, такой портрет поможет справиться с чувством потери, поскольку будет сохранять частичку человека.
Французские производители салютов все чаще практикуют изготовление пиротехники с добавлением пепла, оставшегося после кремации покойного. По словам таких "новаторов", прощальный салют из праха - это весьма запоминающийся, впечатляющий и особенный способ сказать последнее прощай умершим. Похороны с салютами и фейерверками - довольно необычный способ поминок, но вполне может быть достойной альтернативой скучным традиционным похоронам для тех, кто любит жизнь, относится к смерти проще и способен легко и достойно принять утрату, считают те, для кого человеческая смерть - бизнес.
Одна из компаний предлагает особый и необычный способ погребения - в подводных рифах у побережья Флориды, Северной и Южной Каролины, Нью-Джерси, Техаса и Вирджинии. "Риф памяти" представляет собой имитацию натурального рифа, пригодного для жизни водных организмов и микроорганизмов. Эти так называемые памятные рифы изготавливаются из специального материала, в состав которого добавляется прах умершего. Предполагаемый срок их службы - 500 лет. Компания уже изготовила более 300 таких рифов с останками умерших, которые были захоронены в водах океана. Как правило, подобный необычный способ захоронения выбирают моряки, рыбаки, подводники, дайверы и ученые-биологи.
Все эти новации стоят недешево, тем не менее получают все более широкое распространение. И несмотря на действующее в России законодательство, которое отдает предпочтение традиционным способам захоронения, начинают пробираться и на наш ритуальный рынок, который руководствуется главным правилом: за ваши деньги - все, что угодно.
Рафаэль МОРАЛЕС.