Владимир Куприянов много путешествовал по Волге и волжским берегам на своей «Ниве» и непрестанно фотографировал все что ни попадя, от мала до велика, от руин до кремлей, вбирая в себя волжский воздух, волжскую философию и все-все прочее, связанное с великой русской рекой. Казалось бы, есть прекрасная возможность по итогам путешествия сделать большую фотовыставку в жанре (на выбор) «дневник путевых наблюдений», «заметки этнографа» или «напутствие паломникам». Но нет. Фотоснимки оказались для этого художника лишь полуфабрикатом.
В определенном смысле Волга – лишь мифологический фасад. А что за этим словом, за фасадом, ведь величественный панорамный эпос складывается из множества самостоятельных фрагментов?
В своем творческом развитии Владимир Куприянов двигался от «неофактографии» в семидесятых к концептуальной фотографии в восьмидесятых, и дальше — к искусству инсталляции в девяностых. От фото-фактов он перешел к клише (то есть имитации непрерывности самого фактического ряда), и пошел дальше — в область, где факты больше не имеют силы. Туда, где живет миф. Вначале была реальность. Городской ландшафт — такой, каким его мог бы увидеть Андрей Карелин. Но Куприянов начал снимать Нижний совсем не так, как, скорее всего, сделали бы его знаменитые предшественники Карелин с Дмитриевым. При помощи объектива 500 мм (по силе увеличения — как подзорная труба) художник фотографировал фрагменты, слегка перемещая взгляд (и камеру). Получилась панорама Нижнего Новгорода, снятая с одной точки, — в десятках снимков. Впрочем, художник не удержался от мистификаций: кое-где, внутри единой панорамы он соединил здания, совершенно не соседствующие друг с другом в реальности.
Каждый кадр – лишь фрагмент мозаики, что складывается в панораму, а панорамные мозаики эти, к слову, совсем непросты. Фотоснимки «застеклены» и подсвечиваются сзади, так что панорамы вод с небесами, фрески и волжские виды светоносно мерцают наподобие витражей. Фрагменты-фотоснимки, в свою очередь, «раздроблены»: на гладких стеклах надстроен второй стеклянный слой - россыпи острых осколков, дробящих фрагменты 10х15 на множество нежных бликов наподобие водной ряби. В полутьме Арсенала это выглядит изумительно красиво.
Адрес выставки: Нижний Новгород, Кремль, строение 6. Режим работы: ежедневно с 12.00 до 20.00, кроме понедельника.
Мария ФЕДОТОВА.