Тайны германской индустриальной листовки

Тайны германской индустриальной листовки

В Нижегородском государственном выставочном комплексе проходит потрясающе интересная выставка - "Юность немецкой индустриальной рекламы 1879 - 1939 годов". Она организована ГВК совместно с музеем университета им. Лобачевского и коллекционером Леонидом Леонидовичем Крайновым .
Строгая монотематичность выставки немного удивляет ."Продвигаются" не чай, мыло и театры (как, скажем, в известных многим образцах российской рекламы рубежа веков), но исключительно производственное оборудование: бурильное, машиностроительное, вентиляционное и сантехническое, насосы и лампы, производственные линии и моторы .
Образы людей (издавна принято в рекламные предложения внедрять крутых мачо или полуобнаженных моделей, рефлекторно привлекающих внимание целевой аудитории) в индустриальной рекламе Германии - явление нечастое. К тому же таковые отнюдь не прелестные девушки, но мускулистые рабочие, гордые своим трудом крестьяне и домовитые фрау. Даже сравнительно симпатичная дамочка рекламирует не, скажем там, омолаживающий крем, но сантехническое оборудование и ткацкие станки .
Небольшое исключение - реклама лекарственных средств (тут встречается знакомый бренд-нейм, Bayer) .
Плюс, конечно, самореклама полиграфистов, что уже ближе к области чистого искусства (дизайн); демонстрация технических возможностей в печати начала века сегодня, конечно, выглядит смешновато. Но уважительно, ибо все новейшие достижения в области полиграфии моментально использовались в рекламе. В дополнение к художественной стороне дела, германская и русская плакатная графика "шли практически в ногу". Современниками Маяковского, Аспида и Кукрыниксов были мэтры югендстиля Хохлвейн, Роертс, Круп (их работы представлены в экспозиции) .Собственно рекламные плакаты вернисажа, строгие листы формата A4, не случайно хочется назвать листовками .
Острая конкуренция среди немецких промышленников сделала рекламный плакат особо агрессивным, он не просто выполнял "презентационные функции", но был орудием борьбы за выживание. Ибо с конца XIX века промышленное развитие Германии резко ускорилось, наибольшее развитие получили новые отрасли промышленности, химическая и электротехническая, создававшиеся на базе новейшей техники .
Создание промышленных и банковских монополий началось в Германии раньше, чем в некоторых странах Европы, и шло быстрее, так что в процессе формирования монополий выделились и крупнейшие производственники - магнаты капитала
По мысли сотрудника ГВК, монтематичность подборки объяснима достаточно просто Россия, вступающая на путь индустриализации, резонно представлялась немецким производителям промышленного оборудования огромным рынком сбыта - и потому они целенаправленно рекламировали именно всякую технику .Вдобавок и напоследок - занятная информация к размышлению .
В годы Первой мировой агентура германской разведки активизировала свою деятельность по сбору информации, стала осуществлять диверсионные акты на заводах оборонного значения, железных дорогах и в морских портах. Для получения сведений военного характера германская спецслужба использовала разветвленную по всей Российской империи немецкую компанию "Зингер" (ту самую, которая производила швейные машины). Только на территории Иркутского и Омского военных округов, по предположению иркутских контрразведчиков, действовало 4450 германских агентов.
А вы говорите - реклама, реклама. Пропаганда!

Мария ФЕДОТОВА

Следите за нашими новостями в удобном формате