"Заморозить" или увеличить плату за капремонт

"Заморозить" или увеличить плату за капремонт

Оказывается, 6 руб. 30 коп. за квадратный метр - еще "цветочки". По расчетам администрации Нижнего Новгорода, сумма взноса за капремонт в областном центре должна составлять… 25 рублей с "квадрата"! Соответствующий документ городские власти представили на одном из заседаний Законодательного собрания. Напомним, что в Москве размер этого сбора составляет 15 рублей за метр, и жители столицы считают его неподъемным.

Перещеголяв ОДН

Недавно был крупный скандал, связанный с фальшивыми "жировками" за капремонт в Сормовском районе. Жильцы ряда домов которого получили плюсом к основным еще и "дополнительные" квитанции за эту услугу на сумму от 1500 до 3000 рублей. Тут у жителей "квадратов" глаза и округлились… В платежках указывалось, что это якобы перерасчет за капремонт с начала года. Представители ДУК Сормовского района подали заявления о мошенничестве в прокуратуру и полицию.
Сейчас шумихи вокруг платежа за капремонт ничуть не меньше, чем в свое время вокруг пресловутого ОДН. Не секрет, что большинство нижегородцев также считают его введение несправедливым, а его размер - неприемлемым. Немало и таких жильцов, кто принципиально отказываются оплачивать эту строчку "жировки".
"Бунтари" пытаются обосновать свою позицию ссылками на Жилищный кодекс, напоминая о том, что как владельцы уже вынуждены платить налог на собственность, оплачивать коммунальные услуги, делать отчисления за содержание и ремонт помещения. При этом никаких договоров на оплату дополнительных услуг с ними никто не заключал. И с момента, когда квартира была приватизирована, "никаких пунктов двустороннего договора не добавлялось". Так зачем платить за то, за что люди и так отдают деньги? К тому же плата эта "совершенно непомерная, а гарантий о том, что владельцы приватизированных квартир когда-нибудь увидят результаты капремонта, нет никаких", - резюмируют обыватели.
А еще, рассуждают люди, механизмы реализации закона о капремонте противоречат другим "смежным" законам. Так, во время приватизации жилья перед передачей его в собственность гражданам, наши дома должны были быть капитально отремонтированы. Об этом, к примеру, говорит статья 16 Федерального Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ". "Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, - цитируют документ граждане. - При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда".

Софинансировать расходы

Нас увещевают, дескать, а откуда же деньги взять, как не из ваших же карманов? Однако обыватели и ряд экспертов сомневаются в правомерности этого утверждения. Были, к примеру, предложения сократить расходы на содержание футбольных команд, успехом не блещущих. Ведь спортом, как известно, интересуются далеко не все, а вот взносы за капремонт - бремя общее. Другая возможная строка поступлений в копилку (котел, если хотите) капремонта - легализация продажи автомобильных номеров с "красивыми” цифрами. Услуга эта востребована, и деньги за нее можно выручить немалые.
Представители КПРФ вообще считают, что взносы c собственников помещений в МКД должны собираться только под конкретный объем и гарантированные сроки проведения ремонта и в гораздо меньшем объеме, львиную же долю расходов должно нести государство. Так, депутат Госдумы Сергей Обухов и ряд его коллег подготовили законопроект, согласно которому предлагается изменить концепцию действующего Жилищного кодекса. В том числе и по причине низкой собираемости взносов за капремонт (около 20 процентов по стране).
Инициаторы проекта предлагают ввести систему софинансирования расходов на капремонт за счет средств государственной и муниципальной поддержки. По мнению парламентария, справедливое распределение финансовой нагрузки таково: 15 процентов средств на капремонт дают граждане, остальные 85 - государство. Кроме того, "вместо нынешней бессрочной системы взимания и накопления взносов на капремонт предлагается установить период их уплаты, не превышающий 5 лет, и привязать его к конкретным срокам ремонта в конкретном доме…".
- Хотя ЖК РФ декларирует "рыночный принцип" проведения ремонта "самими собственниками", фактически ситуация выглядит иначе: государство собирает с граждан на невозвратной основе квазиналог, квазисбор, который не поступает в бюджет, а остается на счетах третьих лиц, нередко ведущих частную коммерческую деятельность (де-юре или де-факто). А государство уже без каких-то конкретных обязательств перед плательщиками взносов решает, когда проводить ремонт и проводить ли его вообще, - считает Сергей Обухов.
Жилец должен понимать, когда в его доме сделают капитальный ремонт, и платить только тогда, когда будет точно известно, что ремонт состоится в осязаемое время, а человек увидит его результаты еще при жизни. И действительно, как собирать этот взнос, к примеру, с тех, кому ныне 80 лет и больше? Ведь вероятность того, что они доживут до 2034 года, к которому будет отремонтирована львиная часть жилого фонда, мягко говоря, невелика?
Сейчас законопроект отправлен в правительство для получения отзыва.

…И будь - что будет?

Зампред комитета ГД по ЖКХ Павел Качкаев ("Единая Россия") не согласен с предлагаемыми коммунистами изменениями и считает необходимым прежде посмотреть, что получится при действующей системе.
- Мы сегодня принимаем закон, а завтра уже ждем результатов, - сетует он. - У нас громадная страна, 50 млн собственников. Давайте дадим время наработать опыт. Я предлагаю оставить все как есть, - сказал он. В общем, как в песне: "Давай оставим все как есть - и будь, что будет".
Впрочем, есть и другие мнения на этот счет. Вот, к примеру, что думает по поводу действующей системы сбора за капремонт директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов.
- Такая система взносов расходится с принципами гражданского права: взносы никак не привязаны к срокам проведения ремонта и его стоимости; выплаченные средства теряют правовую связь с их плательщиком. Взносы накапливаются на счетах, но ремонта в доме может и не быть. Между тем ключевые принципы обязательственного права говорят другое: конкретный платеж должен быть связан с конкретной работой или услугой, - считает он.
Юрист и общественный деятель организации "Москонтроль" Юлия Рублева тоже поддерживает эту инициативу и отмечает, что государство должно было привести в порядок многоквартирные дома, перед тем как передавать квартиры жильцам в собственность. И еще: за что же платят жители домов-новостроек? "Необходимо минимум 30 лет, чтобы этому дому потребовался капремонт. Денег, собранных в течение пяти лет, будет более чем достаточно, чтобы покрыть расходы по капремонту".
Напомним, что ранее депутаты ЛДПР предложили размер взноса за капремонт установить единым по всей России: 1 рубль за 1 "квадрат", а для жителей районов Крайнего Севера - 2 рубля. Кроме того, в марте региональные депутаты просили предоставить субъектам РФ право самим вводить мораторий на взимание этого вида взноса. Были предложения "заморозить" программу по капремонту до 2020 года.

Недосказанное и недовложенное

Тем временем экономисты одного из московских научных институтов промониторили региональные программы капремонта многоквартирных домов. Выводы экспертов неутешительны: в большинстве субъектов страны взносы на капремонт, которые собираются с граждан, настолько низки, что потребуют значительного софинансирования из бюджетов. А значит, сроки и объемы ремонта жилья могут быть сорваны.
Как пример приводится Санкт-Петербург, где, так сказать, капремонтные нужды оцениваются в 17 - 33 рубля с квадратного метра площади квартиры. Однако власти установили для населения сбор размером в 3 рубля (еще 4,2 рубля накинули из бюджета). В итоге эти 7,2 рубля не покрывают необходимых расходов, поэтому капремонт в регионе изначально идет с дефицитом в 10 - 25 рублей, недовложенных в каждый "квадрат". А еще нужно изыскать средства на субсидии для малоимущих… Мало того, софинансирование взносов не носит адресного характера: доплату получают и малоимущие жители коммуналок, и обеспеченные собственники элитных хором.
Москва, жители которой отдают на капремонт по 15 рублей с квадрата, тоже не стала софинансировать взносы. Между тем каждый третий москвич получает льготу по уплате взносов на капремонт. В то время как оптимальный размер отчислений граждан на ремонт их домов должен был составить 16,1 рубля.
Отдельные разговоры об увеличении размера сбора за капремонт слышатся и у нас в регионе. В ближайшем будущем роста платежа не предвидится, чего, однако, нельзя сказать с уверенностью о будущем отдаленном. "Заморозят" ли закон о капремонте - тоже неизвестно. Потому пока законный выход не платить этот взнос - только один: расприватизировать квартиру. Только вот приватизировать ее обратно в этом случае будет уже нельзя…

Ольга АБРАМОВА. 

Компетентно

Александр Рыжов, руководитель аппарата комитета Законодательного собрания по вопросам градостроительной деятельности, ЖКХ и ТЭК:
- Реальность такова, что далеко не все дома могли быть отремонтированы по Федеральному закону "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" по областным и муниципальным программам из-за ограниченности средств этого фонда и бюджетов. Две трети домов, по моим оценкам, остались бы разваливаться без ремонта. Не вводить новую систему было бы преступно.
Лишь ТСЖ и некоторые управляющие компании обеспечивали своевременный капремонт. Так, по 8022 многоквартирным домам в Нижнем Новгороде в 2012 году к муниципальному образованию как собственнику помещений поступило только 886 предложений от управляющих организаций о проведении капитального ремонта.
До принятия региональной программы капремонта многоквартирных домов никакой гарантии его проведения для жителей подавляющего большинства многоквартирных домов просто не было. Сейчас помощь Фонда содействия реформированию ЖКХ распределяется равномерно между всеми домами, вошедшими в краткосрочный план реализации региональной программы. Считаю, это более справедливо.
Поскольку сбор взносов начался только в феврале, по нашим оценкам, в этом году будет отремонтировано не менее 298 домов, на которые выделены бюджетные средства. Мы проверяли, региональный оператор подготовительную работу провел. Результаты будут осенью этого года.

Вместо комментария

- Необходимость реформирования системы капремонта жилья назрела давно. 20 с лишним лет капремонтом домов никто не занимался, - сообщили "НН" в некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области" (это наш региональный оператор). Стало очевидно, что при сохранении существующих объемов капремонта значительная часть жилищного фонда придет в состояние, непригодное для проживания людей.
Поэтому в законодательство были внесены изменения: на собственников была возложена обязанность по оплате ежемесячных взносов на капремонт, из которых каждая многоэтажка формирует свой фонд капремонта, а на органы госвласти региона - обязанность по организации обеспечения своевременного проведения работ.
- Региональное правительство несет субсидиарную ответственность за ненадлежащее исполнение Фондом обязательств перед собственниками помещений и является гарантом сохранности средств, - добавили в Фонде.

Справка "НН"

Взносы на капремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом МКД, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ, Нижегородской области или муниципальному образованию.
Собственники помещений взнос на капремонт не платят в:
1) домах, в которых имеется менее чем три квартиры;
2) жилых домах с количеством этажей не более трех, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).

Кстати

В случае несвоевременной оплаты взноса за капремонт собственники обязаны будут уплатить пени в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования Центрального банка. Кроме того, к неплательщикам взносов может быть применен тот же порядок взыскания, что и к неплательщикам за коммунальные услуги: ограничение и приостановка услуг или даже отчуждение квартиры в судебном порядке.

Цифры и факты

По состоянию на 1 августа 2015 года Министерством строительства, ЖКХ и ТЭК Нижегородской области рассмотрено 402 обращения граждан по вопросам организации проведения капремонта.
Количество многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, составляет 24 333 единицы. Краткосрочным планом реализации региональной программы капремонта в период 2014 - 2016 годов предусмотрен ремонт 2023 домов.

Авторитетно

Елена ПЕТРОВА, главный специалист Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области:
- Ранее Гражданским и Жилищным кодексами РФ уже была установлена обязанность собственника по несению бремени содержания принадлежащего ему имущества. Вместе с тем не было эффективного механизма ее реализации. Собственники помещений в многоквартирных домах не всегда принимали положительное решение по вопросу проведения капремонта общего имущества. Дома старели, увеличивался физический износ конструктивных элементов и инженерной инфраструктуры в доме. Новые правила проведения капремонта многоквартирных домов признаны создать механизм, который позволит улучшить техническое состояние зданий, ликвидировать "недоремонт" и тем самым создать благоприятные условий для проживания граждан.
Уплата взносов на капремонт является такой же обязательной платой, как плата за жилое помещение и коммунальные услуги, которые необходимо уплачивать полностью и ежемесячно (статья 158 ЖК РФ).
В настоящее время в ЖК РФ внесены изменения, которые позволяют субъектам Российской Федерации установить срок до пяти лет до возникновения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт в домах-новостройках. Окончательный срок будет определен в ближайшее время.

Следите за нашими новостями в удобном формате