Я не подарок для начальства

Я не подарок для начальства

Гости из Кореи уже заканчивали обход экспозиции музея истории Нижегородского лингвистического университета. Основатель музея, его бессменный  директор и экскурсовод Викторина Константиновна Романова, проводив  иностранных посетителей, подошла к нам и смущенно замахала руками, увидев фотокамеру.
- Через два года мне исполнится девяносто, какие уж тут фотографии, - сказала она. - А медали все некогда снять после празднования Дня Победы и Дня  Музеев, - скромно добавила. А потом пошутила:
- В моем лице вы имеете дело с очень большой древностью, историческим экспонатом.
По судьбе этой удивительной женщины можно изучать новейшую историю нашей страны, ведь она почти ровесница революции, 1919 года рождения. В пучине сталинских репрессий она потеряла обоих родителей, - они были расстреляны. Когда началась война, Викторина пошла на фронт.
Радистка Вика
Всю войну через фронтовую радистку Вику шли донесения в Генеральный штаб.
До 1941 года на радиста надо было учиться четыре года. Викторина и ее подруги овладели необходимыми навыками за два месяца! Работа была тяжелейшая, приходилось быть в постоянном напряжении. Бесконечные шифровки о передвижении немецких и советских войск, ежедневно меняющиеся коды и позывные. Отважные девушки работали в полевых условиях, таская на себе тяжелейший радиопередатчик. Под деревом в лесу или в канаве откуда только не передавали они морзянку. Они были вынуждены периодически менять место дислокации. Обнаружив местоположение нашего радиста, немцы тут же начинали его обстреливать.
К концу войны радисты в Генштабе уже узнавали девушек по почерку передачи шифровок. А с одним из них у Викторины в радиоэфире завязался роман. После войны на слете радистов они встретились и вскоре поженились.
Муж Викторины привез ее на родину, в Горький. Шел 1947 год.
Иняз - это судьба
Вика была из семьи врача. Когда-то ее родители мечтали, чтобы их дочь получила высшее образование. До войны дорога в вуз ей была закрыта, так как она была дочерью врагов народа. Но своей фронтовой самоотверженностью она заслужила доверие властей, и ее даже приняли в партию. Теперь на семейном совете было решено, что Вика обязательно пойдет учиться. Ее муж продолжил военную карьеру в военкомате.
Викторина никогда не пользовалась привилегиями фронтовички, имея много орденов и медалей. Так ее воспитали родители: честь и совесть - это главное.
По приезде в Горький молодая семья Романовых ютилась в тринадцатиметровой комнатке, дверь которой выходила прямо на улицу. Это жилье было куплено по случаю за сто рублей.
Холод, крысы, тараканы не испугали молодую хозяйку. Вика не жаловалась. После войны многие жили плохо. Комнатку утеплили, от мышей спасала кошка Мурка, а тараканы ушли, испугавшись наведенной чистоты.
...К экзаменам в институт Вика готовилась, качая на руках крошечную дочку.
Дело жизни
Партийное поручение студентки четвертого курса - организовать комнату
боевой славы - положило начало делу всей жизни Викторины Романовой.
Собирая материалы о фронтовиках, студентах и преподавателях института,
девушка сталкивалась с недостатком информации об основании самого вуза.
В горьковских архивах нужных сведений не оказалось. Вика поехала в Москву, в библиотеку Совета Народных Комиссаров. Это именно она выяснила, что иняз образован на базе  курсов иностранных языков, созданных еще в 1917 году Максом Ландау.
- Я человек с повернутыми мозгами и всегда была очень мобильная, - признается Викторина Константиновна.
Окончившую институт с красным дипломом ее оставили преподавать в
родной alma mater. Она продолжила свои исторические изыскания. Интерес к родному вузу постепенно перерос в любовь к городу. Она увлеклась краеведением, много работала в местных архивах и музеях.
Постепенно небольшого помещения комнаты боевой славы становится мало для разросшейся коллекции. Документы и фотографии, сувениры из разных частей света, привезенные преподавателями, бережно собираются Викториной Константиновной. Она задумывается о создании полноценного музея.
- Наши выпускники работают за рубежом, нельзя допустить того, что они ничего не знают об истории института, людях которые его создавали и о
своей родине, - такой аргумент выдвигает она перед тогдашним ректором.
"Хорошо, что не Берия"
В советские времена было принято присваивать вузам имена известных людей. Причем имя могло достаться образовательному учреждению
абсолютно непредсказуемо, частенько это были партийные босы. Например, политех назвали в честь Жданова. Инязу повезло - он удостоился имени Николая Добролюбова.
- Хорошо, что в честь Берии не назвали, - шутит теперь Викторина Константиновна.
Уже после этого события именно она, дотошная и "мобильная"... обнаружила, что в свое время на тех самых курсах иностранных языков, что когда-то стали прародителями  иняза, работала внучатая племянница Добролюбова. Так что оказалось, что имя свое институт носит исторически оправданно.
Как-то читая доклад в музее Добролюбова, она с присущим ей чувством юмора констатировала:
- Мы не подкидыши - мы ваши родственники.
И щедро делилась собранными материалами о Добролюбове со своими коллегами.
Работаем по Библии
Наконец свершилось. Музей был создан.
- Я не подарок для нашего начальства. Если для дела что-то нужно, я достану любого. Вообще я узурпатор и большой оккупант. Видите, целых три аудитории у института отняла. Две под саму экспозицию и одну под архив, - Викторина Константиновна довольно улыбается.
Теперь при входе в музей на стене каждый может прочитать библейское:
"Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему и найдете покой в душах ваших".
Директор считает, что надо знать и анализировать ошибки истории, чтобы не повторять их.
Кроме экскурсий Викторина Константиновна организовывает в музее просветительские салоны,  куда приглашает известных деятелей культуры и ученых города.
Музей истории НГЛУ- это не нечто застывшее.
Показательный случай. В музее хранились фотография и автограф секретаря коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури, посетившей в сороковые годы нашу страну.
- У меня трагедия - от времени выцвел ваш автограф, - написала ей в письме уже в восьмидесятых  Викторина Константиновна. Из Испании тут же пришел конверт со свеженькой подписью!
Сейчас, когда география зарубежных поездок стремительно расширяется, в музей поступают все новые и новые экспонаты.  В планах его директора - создание экспозиции международных связей.
Викторине Константиновне не довелось самой побывать за границей, ведь полжизни она считалась дочерью врагов народа, и с таким анкетным "нюансом" ее никуда не выпустили.
Но она ни о чем не жалеет. Никого не осуждает.
Скипетр от мэра
Книга отзывов музея пестрит посланиями на разных языках. На русском благодарность директору выражают школьники, студенты, дипломаты и бизнесмены, государственные чиновники и деятели культуры.
В свое время музей был освящен Митрополитом Николаем. А вскоре он пополнился и интересным экспонатом - скипетром, украшенным хохломской росписью.
Когда-то Митрополит Николай подарил его мэру Нижнего Новгорода Юрию Лебедеву, а тот, в свою очередь, вручил его Викторине Константиновне.
Принимая подарок, она тогда пошутила:
- Теперь мы имеем право управлять городом.
Подарок действительно символичен. Директор музея никогда не замыкалась на институтских проблемах, а радела за сохранность исторического лица города. Не случайно деревянный резной наличник, когда-то спасенный учениками Викторины Романовой из разрушенного дома,  украшает собой стены музея.
Кстати, Российский союз исторических городов и регионов наградил ее золотой медалью "За вклад в наследие народов России".
- Наверное, там, в небесной канцелярии продлевают мне жизнь, потому что нужно сделать что-то важное. И я стараюсь. И у меня получается! И я
довольна тем, что наш музей действительно нужен людям.
Ольга Макарова

Следите за нашими новостями в удобном формате