Я прочитал это в нескольких газетах, но процитирую одну. Провозгласив
М.Горького запутавшимся в противоречиях, один из созданий спектакля "Фальшивая монета" в академдраме, в конце концов и сам назвал эти противоречия: "Помогал беспризорникам, преследуемым и нуждавшимся литераторам - и "не заметил" политкаторжан на Соловках. Провозгласил устами Сатина: "Правда - бог свободного человека", а в частном письме признавался, что ненавидит правду. И т.д. и т.п". Под "и т.д. и т.п." скрывается, кстати, постоянный "джентельменский набор", который непрерывно муссируется и ставится М. Горькому в вину. Например, писатель - и гуманист, и певец Человека, но не постеснялся поселиться на конце жизни в доме - красавце Рябушинского, реквизированном правительством СССР специально под М.Горького. И подобной болтовни хоть пруд пруди, откройте практически любое массовое издание.
Мы ленивы и нелюбопытны потому что если посмотреть на уже цитированное частное письмо, то выглядит оно абсолютно иначе, чем в приведенном высказывании. Вот полная цитата: "Суть в том, что я искренне и непоколебимо ненавижу правду, которая на 99 процентов есть мерзость и ложь". Это знаменитое письмо нижегородской знакомой
М.Горького Екатерине Кусковой. Оно не тонко не противоречит
сатинским словам, но и больно бьет по так называемой классовой правде, которую высокого несли на своих знаменах большевики. Екатерина Дмитриевна понимала значение этого письма, она сделала все, чтобы оно с ее архивом было передано в Советский Союз, в Академию наук.
Подарок приняли, письмо не опубликовали. Сама Екатерина Дмитриевна это сделала через восемнадцать лет после смерти М.Горького в одном из журналов Нью-Йорка.
Мой знакомый еще в достопочтенные советские времена занимался исследованием творчества М.Булгакова. Его поразило, какой огромный пласт - письма писателей, литераторов М.Горькому - в архивах находится под спудом, под семью печатями, за семью замками. Чего боялись?
Опять же в советские времена вышел очередной том "Архива
М.Горького", состоящий в основном из писем писателя. Помню недоумение и огромное чувство стыда. Много писем касалось пребывания В.И.Ленина на Капри. Выглядело это так: "Вчера приехал Владимир Ильич", и далее многоточие в угловатых скобках. Цитата оборвана. Характеристика споров, определение поступков В.И.Ленина, его личностных качеств - все было убрано в многозначительные многоточия в скобках Наверное, имея в виду и эту методологию, с успехом опробованную апологетами большевизма с первых часов советской власти, Алексей Максимович имел право сказать, что "ненавидит правду". О каких противоречиях толкуете, господа?
Теперь то, что и видел, и не заметил. В том же письме Екатерине Кусковой, человеку уважаемому и любимому М.Горьким с давних пор, у писателя прорвались очень знаменательные слова. У него было железное правило: своим критикам или хулителям в частной переписке не отвечать. Но здесь Алексей Максимович изменил себе ради таких слов: "... у Вас есть привычка не молчать о явлениях, которые Вас возмущают, я же не только считаю себя в праве и могу молчать о них, но даже отношу это умение к числу моих достоинств. Это аморально? Пусть будет так. Но не считайте это парадоксом или вообще какой-то словесной уловкой" (подчеркнуто М.Горьким). Так что по поводу того, что видел и не заметил
М.Горький, давайте будем крайне осторожны. Человек, которому за 60, человек, который хотел быть нужным Родине и не где-нибудь за тысячи километров от нас, человек, который оказался один на один с крупнейшим мировым политиком XX века, жестким тираном и коммунистическим фанатом, что уж он мог там видеть - история рассудит. Это негоже превращать в обывательскую болтовню.
Как и бесконечное суесловие по поводу дома Рябушинского. После хозяина и владельца в доме появлялись отделы наркома по иностранным делам РСФСР, Госиздательство, психоаналитический институт, детский сад для детей партийно-правительственной верхушки, Всесоюзное общество культурной связи за границей. Только в 1931 году дом был передан семье М.Горького. Так уж лучше Горькому, чем всей этой бюрократической камарилье. И потом, имея примеры райской жизни на Рублевском шоссе, бесчисленных особняков местных региональных князьков в провинции, как можно сегодня возмущаться последними жилыми апартаментами М.Горького. Это или цинизм, или взор.
Только что на одном из сайтов Интернета появилось сообщение, что 76 топ-менеджеров "Газпрома" имеют годовой фонд базовой заработной платы (без прибавок, надбавок, премий, бонусов) в 36,9 миллиона долларов (прости, Госдума, в рублях такую зарплату не сосчитаешь), то есть по полмиллиона долларов на брата (сестру). Что сделали эти господа для России, где треть населения находится за чертой бедности, кроме того, что вовремя оказались при трубе, которая суть народное достояние. Может, можно в свете сегодняшнего торжества тугих кошельков понять и оценить жест пролетарского правительства СССР поселить писателя с мировым именем в одном из лучших домов Москвы, столице нашей родины.
А все это о том, что, чтобы говорить о М.Горьком, надо прежде всего его знать. А знаем мало, плохо, да просто ни черта не знаем. ...Не читаем, в суть написанного им не вникаем, прикрываясь жуткими противоречиями Алексея Максимовича. В одном из писем Владимира Галактионовича Короленко - 16 августа 1917 года - я нашел такую фразу: "Сила большевизма всякого рода в демагогической упрощенности". Вот с этой силой и живем, необольшевики по сути, и М.Горький для нас - запутавшийся в сетях истории и бытия то ли несмышленыш, то ли чудак.
Горько это, хотя и не всегда. Про китайцев я уже говорил и скажу еще. Или вот тоненький томик профессора Нижегородского университета
Ивана Кузьмичева, только что подготовленный и выпущенный в свет нижегородским издательством "Книги". Назван он "Последние дни
М.Горького. Документальная повесть". Иван Кириллович один из известнейших в стране горьковедов. Им опубликованы сотни исследований, посвященных творчеству М.Горького. Достаточно назвать фундаментальную монографию о пьесе "На дне". Идеи, которые он защищает в последней книжке, вполне "форматируются" в добротное научное исследование с десятком положительных последующих отзывов.
Но наш любимый профессор, как опытнейший дуэлянт, выбрал другое оружие. Он написал книжку не для круга избранных горьковедов, перед которыми я готов снять шляпу, а для нас с вами. Не побоялся высокую точность научных выводов, знаний "приземлить" в форму беллетризованного высказывания - эмоционального, живого как лирическая исповедь. Много написано М.Горьком - и литературоведческий детектив был, и судебный очерк, предвзятый до невозможности, состоялся, но "Исповедь на тему", которую придумал Кузьмичев, это впервые.
Тема-то страшная - последние сорок пять дней из жизни Алексея Максимовича: дорога из Крыма, Москва, мысленные диалоги с дорогими людьми, последние вещи, на которые опускается взгляд, последние часы над незавершенным "Климом Самгиным" - и смерть. А вместе с тем одиночество неуемного старика, невольная выверка себя перед уходом и прощальное завещание. По Ивану Кузьмичеву оно в неожиданно найденном методе "Жизни Клима Самгина", названном Роменом
Ролланом обжигающей беспристрастностью. Метод и взгляд, которые выстрадал Горький за все годы творчества. Он упорно и последовательно искал не убежище в идеологиях, в том числе большевистской, а жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Это он шепнул на ухо той же Екатерине Кусковой в 1893 году на нижегородском откосе: "Хватит вам Маркса сосать. Слушайте соловьев. Много больше душе говорят". Он выстрадал право писать правду и только правду. И не просто, а вычеловечивая жизнь.
Если, в сущности, разобраться, М.Горький не был и не будет писателем сытых. Ну вы можете представить себе, чтобы из нынешних денежных хозяев жизни кто-то отдохнул в Куршевиле, а потом поторопился перечитать М.Горького. Или оборотня в чиновничьей должности, который одной рукой получает "откатные" за устроенный земельный участок под строительство, другой покупает билет на спектакль "На дне". Невероятно такое. М. Горький - писатель бедных, а вернее, обеспокоенных человеческих душ. Он помогает нормализовать жизнь, зарядить ее положительным началом. Это поняли китайцы. Мы же...
Директор местного телеканала с глубокой иронией произнес имя
М.Горького, добавив, криво усмехнувшись, "буревестник революции". Его ровесник, живущий в нашей области, недавно выпустил сборник стихов, где дал свою трактовку, революции упрощенную от марксовой.
Выглядит она так:
Буржуа икру жевал
Безразмерной пачкой,
На манжете кружева
Жадностью запачкал.
Пролетарий кушал щи
Из морской капусты,
Полощи не полощи,
А в желудке пусто.
Никого я не виню,
(Слезы отольются...),
В этой разнице меню
Суть всех революций!
М.Горький был и останется ненавистным буржуазии - от либеральной до глобалистической. Это надо понимать, между прочим.