Валентина Юрьевна проработала в научно-исследовательском институте полжизни. Веселая, приветливая, с хорошим чувством юмора, она дружила со всеми коллегами. И вдруг, как гром среди ясного неба, у нее появилась недоброжелательница. Указав на некоторые недочеты в работе Валентины, сотрудница настроила против нее начальство. На "разбор полетов" Валентину даже не пригласили, отчитали "за глаза". Недолго думая, женщина решила отомстить с юморком: сочинив оправдательную оду себе и укоризненную - сопернице, расклеила сие творчество по всему институту, а после наслаждалась, наблюдая, как разъяренная фурия пытается отодрать бумаги со стен.
На самом деле конфликты - это малая часть нашей жизни, но и ей нужно отвести соответствующее место, считает психолог Центра занятости населения по Сормовскому району Алевтина Калмыкова. Ведь из всего можно и нужно извлекать пользу, даже из отрицательного опыта. Главное - четко определить свою позицию и не позволять оппоненту сбивать с намеченного пути, не дать подорвать к себе доверие и понизить свою самооценку.
Забудьте о самобичевании
Извлечь из конфликта пользу можно, только избавившись от негативных эмоций:
- простите себя, ведь вы - свой самый главный союзник;
- не возбуждайте в себе чувство вины и не позволяйте этого другим;
- не предпринимайте скоропалительных действий, выждите некоторое время, пока чувства не остынут;
- помните, что другие к этой ситуации могут относиться менее критично: вы еще кипите, а ваш оппонент уже забыл обо всем;
- не тратьте время на скептиков и тех, кто вас не слушает;
- будьте готовы к общению с теми, у кого после конфликта остался неприятный осадок.
Не вижу, не слышу, не говорю…
Все разногласия можно либо решить, идя навстречу друг другу, либо начать оппозиционную войну. Чтобы не дошло до боевых действий, соблюдайте элементарные правила "общежития":
- не становитесь источником конфликта;
- будьте доброжелательны, избегайте предвзятого отношения к людям;
- относитесь к соперникам "на равных". Попытка "подмять" коллегу непременно вызовет у него протест, а станете "жертвой" - обязательно найдется палач;
- учитесь слушать других людей. Самый главный человек - тот, который перед вами. Помните, что это личность, а не средство для достижения ваших целей;
- не навязывайте свою точку зрения и ищите точки соприкосновения;
- следите за тоном вашей речи, он должен быть нейтральным;
- будьте надежным, но не путайте надежность с подхалимажем;
- не давайте обещаний, которые не можете выполнить. Мотивируйте свой отказ;
- соблюдайте субординацию. Сближение возможно только по инициативе руководителя;
- не требуйте к себе особого отношения или привилегий;
- уточните границы ответственности, если ваши обязанности пересекаются с обязанностями коллеги.
Совет
Знать тебя не хочу!
Закройте глаза и представьте перед собой чистый белый экран. На нем - во всех красках болезненная для вас сцена. Затем вообразите тряпочку и без сожаления сотрите с экрана все это изобилие негативных эмоций. Стало легче?
Если нет, то мысленно сверните экран в трубочку, которую порежьте в мелкую стружечку, сметите в кучку, подожгите, с упоением понаблюдайте, как она превращается в пепел - и в довершение всего сдуйте его раз и навсегда. Теперь вам стопроцентно хорошо! Заодно и расслабились.