Средняя цена бензина по всему миру составляет сегодня 0,95 американского доллара за литр. Существенная разница в "горючих" тарифах между государствами обусловлена разными налогами и субсидиями. Все страны имеют практически одинаковый доступ к ценам на нефть на международных рынках, но к ним предъявляют разные налоги. В результате в Венесуэле, например, где правительство субсидирует покупку гражданами бензина, те за него платят копейки. То бишь какие-то символические сентимо… А в России - стране, тоже добывающей и перерабатывающей нефть, цена на горючее топливо растет год от года, увлекая за собой рост цен на многие товары и услуги. По крайней мере, россияне уже убедились на собственном опыте: если бензин начинает стоить больше, вслед за этим дорожает и хлеб…
"Вынужденная мера"
Между прочим, недавно из Штатов пришло известие: там в одном из городов штата Мичиган стоимость бензина упала почти до 12 центов - менее 10 рублей по курсу ЦБ. Эксперты, правда, объяснили произошедшее не только падением нефтяных котировок, но и ценовой войной между заправками. Впрочем, что нам Америка?
Во-первых, наши АЗС, похоже, функционируют скорее в условиях содружества, чем в конкурентной борьбе. Попробуйте объехать, к примеру, нижегородские бензоколонки, и вы в этом убедитесь сами: цена за литр везде приблизительно одинакова. Во-вторых, по непонятным простому обывателю причинам бензин в России всегда стоил дороже, чем в Америке.
Средние цены на бензин и дизельное топливо на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области по итогам мониторинга, проведенного Нижегородским УФАС России, по состоянию на 18 февраля 2016 года таковы:
АИ-92 - 33,88 рубля за литр;
АИ-95 - 36,67 рубля за литр;
ДТ - 35,46 рубля за литр.
А среди нижегородских водителей уже гуляет шутка: "Нефтяники в панике: в следующем месяце бензин подорожает всего лишь на 2 рубля"…
В минувшую пятницу Госдума приняла закон о повышении акцизов на бензин разных классов, дизельное топливо и средние дистилляты. В тот же день документ получил одобрение Совета Федерации. Предложения отдельных сенаторов отложить прохождение законопроекта через верхнюю палату, для того чтобы организовать прежде широкое общественное обсуждение, поскольку предлагаемое нововведение так или иначе затронет всех россиян, не прошли. В этом случае закон не успел бы вступить в силу с 1 апреля, а промедление обошлось бы федеральной казне примерно в 10 млрд рублей.
Депутаты предложили повысить с 1 апреля этого года акцизы на бензин 5-го класса с 7,53 тыс. рублей за тонну до 10,13 тыс. рублей, а в 2017 году с запланированных 5,83 тыс. рублей за тонну до 7,43 тысячи.
Акцизы на бензин, не соответствующий 5-му классу, и прямогонный бензин будут повышены с 1 апреля с 10,5 тыс. рублей за тонну до 13,1 тысячи, с 2017 года акциз составит вместо планировавшихся 9,7 тыс. рублей за тонну 12,3 тыс. рублей. Акцизы на дизельное топливо и средние дистилляты с 1 апреля составят 5,293 тыс. рублей (сейчас 4,15 тыс. рублей), в 2017 году - 5,093 тыс. рублей (на данный момент запланировано снижение до 3,95 тыс. рублей).
Дополнительные доходы от повышения акцизов правительство оценивает в 2016 году в 89,3 млрд рублей, отмечается в финансово-экономическом обосновании к документу.
- Эта мера вынужденная, - заявил замминистра финансов РФ на заседании Госдумы Юрий Зубарев. - Предлагаемое дополнительное повышение акцизов - одно из решений в числе прочих по мобилизации доходов федерального бюджета…
Якобы, по предварительным оценкам, при сохранении текущих мировых цен на энергоносители и при текущем курсе рубля до конца года объем выпадающих доходов может превысить 2 трлн рублей. По предварительным расчетам, он может достигнуть 2,6 трлн. При бюджете 13,7 трлн рублей (доходы федерального бюджета в 2016 году) это 20 процентов от расходной части.
- Правительство задействует все возможности для сокращения образовавшегося дефицита, - предупредил финансист.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, с 1 апреля в расчете на 1 литр автомобильного бензина акциз повышается на 2 рубля, ставки акцизов на прямогонный бензин повышаются вслед за этим, чтобы избежать предотвращения заинтересованности в нелегальном производстве автомобильного бензина.
А ставка акциза для средних дистиллятов уравнивается с акцизом на дизтопливо, чтобы не "химичили" заправщики и не создавались схемы по уклонению от уплаты акцизов путем реализации дизтоплива под видом средних дистиллятов.
Минфин полагает, что в результате повышения акцизов цены на бензин могут вырасти на 6,5 - 7 процентов. Но мы-то знаем: где 7, там и 10 процентов, и сосчитанные 2 рубля 36 копеек в первые же дни округлятся до 3 рублей.
Закон принят под названием "О внесении изменения в статью 193 Налогового кодекса РФ". Документ не предполагает изменения акцизов на алкоголь, табак и автомобили, предусмотренных сейчас законом на 2016 - 2017 годы. Закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по акцизам.
Напомним, что эти поправки были внесены председателем комитета Госдумы по транспорту Евгением Москвичевым еще ко второму чтению законопроекта о ставках акцизов на 2015 - 2017 годы. Все эти средства, пояснил тогда федеральный чиновник, пойдут в региональные дорожные фонды. Он, кстати, был уверен, что повышение акцизов "никак не повлияет на цены на бензин".
…Чуда не произошло - президент утвердил повышение акцизов. На днях он подписал закон, согласно которому с 1 апреля 2016 года повышаются налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. А в Минфине уже подсчитали, что дополнительные доходы федерального бюджета составят около 90 млрд рублей до конца года.
Однако акцизный вопрос все же вызвал раскол в депутатском корпусе. "Единая Россия" хоть и проголосовала "за", но потребовала от правительства принятия сопутствующих мер, которые позволят минимизировать вред. Во-первых, единороссы предложили кабинету министров внести в палату предложение о компенсациях для отдельных категорий граждан, в случае если розничные цены на бензин по итогам года вырастут быстрее инфляции.
Во-вторых, они предупредили, будут строго следить за тем, чтобы средства от повышения акцизов были действительно направлены на развитие дорожного хозяйства. В-третьих, предложили продавать сельхозпроизводителям дизельное топливо и низкооктановый бензин по льготным ценам. В качестве альтернативных способов поддержать АПК депутат предложил правительству увеличить финансирование государственной программы развития сельского хозяйства или повысить погектарную поддержку для сельских тружеников.
Лиха беда начало
Естественно, довольных этой новостью в народе нет. Водители ропщут, но не более, чем обычно. Вряд ли кто из автомобилистов после этого повышения поставит свою машину в гараж или вовсе продаст. Как ездили, так и будут ездить. А вот все производители или продавцы товаров и услуг не преминут воспользоваться официальным нововведением.
- Конечно же, предстоящее повышение акцизов отразится не только на стоимости бензина. Ведь топливо - это не последняя составляющая в издержках производителей, - говорит доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и методологии Института экономики и предпринимательства ННГУ имени Н.И.Лобачевского Марина Малкина. - Конкретно, я пока не могу сказать, но это можно сосчитать…
О, как это нам, покупателям, знакомо! Уж если бабулька, торгующая семечками на рынке, поднимает цену на свою продукцию в соответствии с курсом евро, то что говорить о товарах, привозимых к нам из других регионов?
- Причины повышения акцизов никто не скрывает, - рассуждает Марина Юрьевна. - Это дефицит бюджета, падение цен на нефть, уменьшение НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) и других налоговых поступлений… Мы, безусловно, сразу же ощутим это на своих кошельках. Не изменится спрос на бензин и товары первой необходимости, изменится их цена…
Так что, начав смеяться 1 апреля, мы будем тренировать свои мимические мышцы всю весну, до лета и дальше, пока не привыкнем. Как говорят оптимисты, главное - чтобы зарплату повышали! Однако профессор экономики Марина Малкина, например, иллюзий на этот счет не питает. Одним этим своим решением, считает она, правительство дыры в бюджете не закроет.
- Боюсь, что повышением акцизов на бензин процесс не ограничится, - предостерегает нас эксперт "НН". - Наверняка вслед за этим последует изменение и других акцизов…
Профессор Малкина уже много лет специализируется на налогах и знает, что говорит.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
Справка "НН"
Акциз (фр. accise, от лат. accido - обрезаю) - косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления - табак, вино и др. - внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т.е. из других стран. Включается в цену товаров или тарифов за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.
Между тем
Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле предложил ввести дополнительный сбор с продажи бензина для финансирования мероприятий по преодолению миграционного кризиса в Европейском союзе. "Я говорил, что если средств в европейском и национальных бюджетах недостаточно, то давайте тогда, например, договоримся повысить на определенную сумму сбор с литра бензина. В этом случае у нас появились бы средства на борьбу с проблемой беженцев на европейском уровне. Если задача требует столь срочного решения, то почему бы нам не обсудить это в Европе? Мы должны защитить внешние границы шенгенского пространства. Решение этих проблем нельзя откладывать из-за недостатка средств", - заявил Шойбле.