Вдова погибшего во время боевых действий в Чеченской Республике Евгения Теряева обратилась в благотворительный фонд "Право матери" с жалобой на военкомат Нижегородской области, который перестал перечислять ей пенсию по случаю потери кормильца.
Как сообщает председатель правления фонда Вероника Марченко, муж Евгении Михайловны майор Сергей Теряев проходил военную службу в воинской части и был направлен в Чечню, где 16 апреля 1996 года погиб в бою.
А обратиться к правозащитникам Евгению Теряеву подтолкнуло пришедшее к ней письмо, подписанное начальником центра социального обеспечения военкомата Нижегородской области Александром Разумейко. В нем сообщалось, что вдова проходит военную службу по контракту и в соответствии с действующим законодательством "права на получение пенсии не имеет".
Военкомат подал в отношении Евгении Теряевой иск в суд с требованием вернуть государству всю полученную сумму пенсии за несколько лет. А это 626 тысяч рублей, да еще с процентами, которые составляют 84 тысячи 545 рублей 97 копеек.
В 2008 году юристы фонда в подобном деле отстояли права родителей погибшего Героя России Дмитрия Жидкова. А в 2013 году отстаивали в суде интересы сразу тринадцати семей ветеранов боевых действий.
- В том числе одной из наших истиц была вдова погибшего майора Сергея Теряева Евгения Михайловна, - вспоминает Вероника Марченко. - Интересы ответчика - военкомата - на том процессе отстаивал тот же начальник центра социального обеспечения Александр Разумейко, который, выступая на судебном процессе, договорился даже до того, что обвинил командира боевой части в мошенничестве.
По итогам судебного заседания благотворительный фонд обратился в правоохранительные органы.
- Мы узнали, что "в действиях Разумейко формально усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 128.1 УК РФ "Клевета". К уголовной ответственности его в тот раз не привлекли. Теперь в деле вдовы Теряевой мы видим, что этот человек повторяет прежние ошибки. Тем более что в 2013 году суд уже признал право Теряевой на пенсию по случаю потери кормильца, - считает руководитель фонда "Право матери".
Константин ШИШАРИН.
Комментарий
Игорь ЛОДЗИНСКИЙ, юрист:
- В соответствии с законом пенсия вдове по случаю потери кормильца назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы. Или если кормилец умер (погиб) не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Кроме того, вдова имеет право на пенсию по случаю потери кормильца, если она после его смерти утратила источник средств к существованию или является нетрудоспособной, т.е. достигла возраста 55 лет, либо является инвалидом. Либо она занята уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает. В законе существует множество подводных камней, и может статься, что правыми в суде окажутся вовсе не вдова с правозащитниками, а военкомат и руководитель его центра социального обеспечения. Впрочем, оставим последнее слово за судом.
Между тем
На просьбу редакции прокомментировать ситуацию в областном военкомате ответили по-военному лаконично: "Мы считаем себя правыми". И предложили дождаться решения суда.