Пусть и мягкие у нас теперь зимы, а все равно неделю-другую градусов под 30 мороза бывает. И потому без теплой одежды обойтись никак невозможно. Благо что и выбор в торговле широкий. Хотелось бы добавить, что и отличный, но язык не поворачивается. Практика нижегородской торговли и рекламаций потребителей показывает, что самый надежный товар еще и самый дешевый. Это пуховики. Среди них очень много качественных, таких, что они скорее надоедят владельцу, чем выйдут из строя. О том, как не ошибиться с их выбором, мы в "Потребительском ликбезе" обязательно напишем.
Очень много претензий покупателей из-за дорогущих дубленок и шуб. И тут тоже две беды в Нижнем Новгороде как части России, но только не пресловутые дураки и дороги, а низкое качество меха и кожи и проблемная химчистка.
Результат чистки: 90 процентов износа!
В идеале, покупая дубленку ли, шубу ли, любую другую дорогостоящую одежду, потребитель должен досконально расспросить продавца, какого ухода она требует. В нижегородских структурах защиты прав потребителей известны случаи, когда граждане только на суде узнавали, что, например, белые дубленки требуют очень бережного повседневного ухода и что связано это с приобретением специальных дорогостоящих химических средств и щеток. А в ином случае экспертиза установит нарушение правил эксплуатации и большинство дефектов, если не все, обозначит скорее как приобретенные, а не производственные.
Бывает и по-другому, когда все усилия производителя товара и аккуратного покупателя сводят на нет в химчистке. И это при том, что услуги там для зимней верхней одежды весьма недешевые, часто под тысячу рублей, а то и выше.
Так, в Нижегородском районном суде недавно в пользу нижегородки Ирины Игоревны Х. и НРОУ "Нижегородское объединение потребителей" закончилось слушание дела по испорченной в химчистке дубленке, купленной за 19 588 рублей. Проносила ее Ирина Игоревна всего три месяца. И носила так аккуратно, что процент износа составил всего 10 процентов, что снизило ее рыночную оценку до 17 629 рулей. Переводя на "русский бытовой", была дубленочка почти как новая, иначе процент износа определялся бы не менее 30 процентов.
Заплатив 700 рублей в химчистке предпринимательницы Натальи Владимировны, владеющей целой сетью точек оказания данных специализированных услуг, Ирина Игоревна думала, что встретит зиму во всеоружии. Да и правда, с октября по ноябрь, пока ей оказывали услугу, вполне достаточно времени для качественной чистки. Однако вопреки ожиданиям заказчицы через месяц ей вернули вещь, приведенную в порядок, но только формально, то есть на бумаге. На практике же миленькая дубленочка песочного цвета превратилась в облезлую, да еще и с механическими повреждениями.
Письменная претензия, составленная удивленной и расстроенной Ириной Игоревной в адрес химчистки, никакого действия не возымела. Женщине пришлось отстаивать свои права на качественную теплую одежду аж два года, так как в химчистку она обратилась еще в 2005 году!
За это время произошло многое. Восстановление справедливости началось с того, что по рекомендации общественной организации потребителей Ирина Игоревна за свой счет сдала испорченную химчисткой дубленку на экспертизу. В ГУ "Бюро товарных экспертиз" на улице Рождественской областного центра установили, что нет "дефектов производственного характера сырьевого происхождения, скорняжно-пошивочного производства. Потеря качества от дефектов приобретенного характера в процессе проведения химической чистки - 90 процентов".
90 процентов потери качества! С такой характеристикой приличные люди одежду на свалку несут, а даже не, к примеру, в благотворительную организацию, как можно было бы поступить с менее ношенной.
Скупой платит и дважды, и трижды
"Промахнувшаяся" с дубленкой химчистка из-за своего упрямства "попала" на такие деньги, что мало не покажется.
Ну, во-первых, конечно, компенсация за испорченную вещь. Наверняка не все знают, что если химчистка не может в течение трех дней предоставить потребителю вещь аналогичного качества вместо пострадавшей, то обязана возместить ее двукратную цену, а также расходы, понесенные заказчиком. Это следует из пункта 12 действующих "Правил бытового обслуживания РФ", утвержденных постановлением правительства РФ от 15.08.1997 № 1025.
Во-вторых, потребителю из-за пренебрежения его требованиями полагается неустойка, которая на момент судебного разбирательства сама по себе уже составила 17 629 рублей, то есть стоимость дубленки с учетом износа 10 процентов.
В-третьих, "набежал" и моральный ущерб из-за страданий потребителя в холодную погоду из-за отсутствия теплой одежды.
В-четвертых, пятых, шестых и седьмых, в различные суммы оценены юридические услуги представителя на суде, фиксированные стоимость проведения товарной экспертизы и услуг химчистки, штраф в пользу государства и общественного объединения потребителей за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
То есть химчистке проще было бы заплатить Ирине Игоревне сразу, еще до суда, стоимость дубленки. Вероятно, два года назад потребительница не настаивала бы на двойной оплате, тронутая оперативностью бытовиков. Просто пошла и купила бы себе новую вещь вместо старой.
Даже и сейчас, к слову, общественная организация замолвила слово за предпринимательницу Наталью Владимировну, так как та не стала дольше тянуть и по мировому соглашению заплатила недавно все сполна, почему мы и не называем в публикации адреса и названия ее химчисток. Хотя вопросы к ней были, и очень серьезные, ведь слушание затягивалось, в частности, из-за того, что предпринимательница сама настояла на еще одной экспертизе. Ту суд назначил в Москве, но фактическая заказчица так и не оплатила счет, официально выставленный столичными специалистами. Таким образом, судебная экспертиза, которая всегда проходит только по предоплате, была сорвана.
Злосчастное меховое пальто
Норковые шубы, конечно, покупают реже дубленок и уж тем более "народных" пуховиков. Но все же, как говорится с долей юмора, в соответствии со статистикой благосостояние наших граждан растет. Поэтому чудесными легкими шубками различного колора гардеробы нижегородок пополняются все чаще.
Вот и купила Светлана Евгеньевна Ф., проживающая на Сормовском шоссе областного центра, в ноябре прошлого года своей маме "пальто женское из меха норки коричневого цвета, прямого силуэта, с отложным воротником, с двумя прорезными карманами, с поясом", как это значится в акте товароведческой экспертизы.
Сразу стоит оговориться, что действительно на языке товароведов длинную, в пол шубу правильнее называть "пальто из меха" (короткую, до колена - полупальто). Но что касается Светланы Евгеньевны, так по ней лучше бы сроду не знакомиться с профессиональной терминологией экспертов. Ведь "меховое пальто" для мамы ей обошлось в ТЦ "СИТИ" в 75 тысяч рублей, не считая банковского процента! Бывают, разумеется, вещи и подороже, но по нижегородским меркам все же, согласитесь, не дешево.
Экспертиза же понадобилась потому, что уже в конце января 2007 года, то есть в самый разгар зимнего сезона, из новехонькой шубы один за другим "полезли" недостатки. Цитируем из акта экспертизы, проведенной в Торгово-промышленной палате (ТПП) Нижегородской области: "Обнаружены дефекты производственного характера: наличие разрывов кожевой ткани на изделии, расположенных на различных участках - в нижней части проймы обоих рукавов длиной 10 мм, 20 мм, на правой шлице 20 мм. В местах разрывов кожевая ткань рвется при незначительном усилии. На спинке разрушение строчки соединения деталей - два раза длиной 5 мм, на левом рукаве по месту отворота манжет наличие плешины на участке размером 0,3 на 1,5 мм".
Описывались и недостатки, полученные в процессе эксплуатации покупки, все-таки мама Светланы Евгеньевны шубу какое-то время успела поносить. Но вывод эксперта однозначен: купленное изделие "имеет значительные дефекты производственного характера и малозначительные дефекты приобретенного характера".
Сумма судебного иска к предпринимательнице, чей магазин находится в популярном торговом центре, составила при содействии общественной организации потребителей ни много ни мало… 194 тысячи рублей! Предпринимательница только в суде поняла, как дорого может обойтись пренебрежение в течение года к справедливым требованиям покупателя. Ведь в сумме иска не только неустойка за просрочку исполнения требований недовольного потребителя и стоимость мехового пальто, но и расходы на экспертизу и на юридические услуги. А также немалый штраф в пользу государства, часть из которого отправляется в общественную организацию потребителей.
Дельные советы
Многих проблем с дорогостоящими покупками удалось бы избежать, если бы покупатели относились к ним более внимательно. Наши советы составлены с помощью экспертов ТПП Нижегородской области и сотрудников районных комитетов защиты прав потребителей Нижнего Новгорода.
1. Если в магазине шубу (или другой дорогой товар) как следует рассмотреть не удалось, то нужно сделать это дома с помощью близких людей. Можно даже вооружиться лупой, чтобы лучше рассмотреть сомнительные места. По Закону РФ "О защите прав потребителей" абсолютно новую одежду можно вернуть в торговлю в течение четырнадцати дней практически без объяснения причин: ну разонравилась, и точка. Единственное условие - она должна быть в идеальном состоянии, с упаковкой, ярлыками и бирками, как в момент покупки.
2. О своем праве вернуть покупку продавцу лучше сразу напомнить. Не исключено, что это подтолкнет его указать на какие-то скрытые недостатки и подыскать в торговом зале товар получше.
3. В момент выбора и примерки выясняйте, как ухаживать за вещью. Особенно это актуально в тех случаях, когда на изделии в боковом шве нет маркировочной ленты. Доверия к бумажным биркам гораздо меньше. Но и при наличии маркировочной ленты и бирки с информацией об условиях ухода все же вопросы о нем никак не будут лишними. Может выясниться что-то такое, что потребителю категорически не подходит, и он скорее откажется от покупки, чем приобретет сложную в уходе вещь.