Мы шагаем по Волжскому мосту. Пешком. Все 1608 метров. Впервые в жизни. Другой такой возможности может и не представиться. Завтра утром автомобильное движение через Волгу будет открыто в обе стороны. Впервые за последние 116 дней.
Столько времени ушло на капитальный ремонт. Единственный за всю историю существования моста. Саму дату открытия приблизили строители - заказчики отпускали им на два месяца больше. Но просили, по возможности, работы ускорить.
- Осталось только марафет навести, - сказал нам начальник участка генерального подрядчика ОАО "Автомост" Максим Мурадов.
Марафет с освещением наводят электромонтеры. Просим их помочь в том, чтобы снять хороший панорамный снимок.
- Для истории можно, - миролюбиво настроены ребята.
- А разрешение на съемки у вас есть? - начеку стрелок охраны Алексей Захарович Алексеев. - Объект стратегический.
Разрешение есть. И мы согласны, что объект крайне важен с точки зрения стратегии. И не только военной.
Водителю-экспедитору компании "Сладкая жизнь" Сергею Сидневу жизнь сладкой не казалась. Ежедневные многокилометровые рейсы - Валки, Большеорловское, Рустай, Великовское, Останкино, Ивановское. Жители нижегородской глубинки не должны быть обделены ничем, а уж хлебом насущным - точно. Промотаешься до вечера, а на дамбе, начиная от Толоконцева, - пробка.
- Минимум часа на полтора, - утверждает Сергей.
Вчера Сиднев рискнул, поехал из Бора лугами. Застрял. Да так, что "МАЗ" не смог вытащить его "ГАЗончик". Супруга заждалась. А ведь это тоже вопрос стратегии. Но уже семейной.
Ремонт моста больно стеганул по экономике. Борский стеклозавод, например, львиную долю своей продукции вывозил специальным автотранспортом. Руководители завода, однако, понимали, что ремонт нужен. Несмотря на предстоящие неминуемые убытки. Это понимали все. Нужно было принимать волевое решение. Во имя стратегии экономической. Поскольку Волжского моста можно было просто лишиться. И правительство области приняло такое решение. Большую часть пассажиропотока взяли на себя железнодорожники и речники. Пассажирские перевозки - не самое рентабельное дело. Собственные выгоды вечные конкуренты автотранспортников поставили в угоду обыкновенному здравому смыслу. Общей стратегии.
Ежесуточно на мосту работали в три смены до 400 человек. Более половины дорожной "одежды" было заменено полностью. Только бетона было уложено более 1,5 тысячи кубометров. Калининградская фирма "Ирмаст" уложила на мосту "литой асфальт". Кроме собственно дорожного покрытия он еще играет роль сверхмощной гидроизоляции. Нижегородцы из "Мостсервиса" занимались реконструкцией металлических пролетов: им досталась поистине "марафонская" по своей сложности дистанция в 159 метров. Сделали. Не подвели и земляки из ООО "Пик" - свежевыкрашенные оранжевой краской барьерные ограждения видны с обоих берегов Волги. Москвичам из фирмы "Маурермост" мы должны быть благодарны за устройство деформационных швов. Они рассчитаны на самые значительные перепады температур.
Одним из важнейших условий конкурса подрядчиков и субподрядчиков были гарантийные обязательства. Они даны. Это уже стратегия технологий.
Скорость движения возрастет до положенных 60 километров в час. Этого вполне достаточно, чтобы пропускная способность выросла не менее чем в два раза.
21 сентября исполнился 71 год Геннадию Здоренко, возглавляющему ОАО "Автомост". Более сорока лет назад он был начальником участка на еще строящемся Волжском мосту. Была идея открыть мост именно в этот день. По независящим от него обстоятельствам не получилось.
- Ну и ладно, - утешали его коллеги. - Зато дважды одни и те же берега соединил.
Николай КОЖИН.